Бухгалтерская практика

Часто сельхозорганизации обустраивают собственную или арендуемую территорию (например, перед конторой). Цель обустройства может быть разной. В одних случаях этого требуют законодательство или условия договора (например, с арендодателем). В других — для создания комфортных и приятных условий труда своим сотрудникам. У налоговиков к затратам на благоустройство возникает много вопросов. Попробуем разобраться.

В большинстве стран новоиспеченные родители получают материальную поддержку от государства. Россия также делает такие выплаты. Одни пособия женщина вправе получить еще в период беременности, другие – после рождения ребенка. А на некоторые из них имеет право и папа новорожденного. Давайте рассмотрим, какие пособия можно получить и как они рассчитываются.

Многие сельхозорганизации думают, что учет нематериальных активов их не касается, но это совершенно не так. Если сельхозорганизация не решилась на досрочное применение ФСБУ 14/2022, то ей надо перейти на этот стандарт с 2024 г. Также надо перейти на применение обновленного варианта ФСБУ 26/2020 (в части учета капвложений в НМА). Вариантов перехода несколько. Самый простой — перспективный, но на него имеют право далеко не все.

Как много говорили пару лет назад о том, что все трудовые книжки и журналы будут переведены в электронную форму. Но все это в прошлом. Вести книгу учета движения трудовых книжек и книгу по учету бланков трудовой книжки нужно на бумажном носителе. Минтруд в письме от 5 октября 2023 г. № 14-6/ООГ-6245 разъяснил, почему книгу учета движения трудовых книжек нельзя вести в электронном виде.

 

Очень часто на сельхозпредприятиях случается ситуация, когда сотрудника направляют в командировку и при этом билеты для него покупает другой сотрудник, а ему необходимо возместить расходы, которые могут быть связаны с поездкой. Это закреплено в статье 167 ТК. Как быть, если билет в такую поездку покупал другой сотрудник? Давайте разберемся, тем более что разъяснения дал Минфин в своем письме от 18.09.2023 № 02-07-10/88879.

Что необходимо возместить сотруднику при командировке:

Если электронный документооборот в организации ведет хотя бы один сотрудник, кроме собственника, без машиночитаемой доверенности (МЧД) не обойтись. С 1 сентября 2024 ее обязательно нужно прикладывать к электронной подписи. Рассказываем, как выглядит МЧД, что нужно сделать для ее оформления и как с ней работать. 

МЧД или машиночитаемая доверенность — это файл в формате xml, в котором указана информация о сотруднике, его руководителе, организации, в которой он работает и о сроке действия документа. Собственник организации подтверждает МЧД квалифицированной электронной подписью.

Такая доверенность — аналог бумажной, и ее отличие только в стандартном формате и наполнении, благодаря которым МЧД удобно создавать и считывать в информационных системах. 

Наша организация делает выплаты премиальных женщинам бухгалтерам к 8 марта. Как правильно их оформить, сделать записи в учете, и возможно ли сделать так, чтобы они включались в расходы для налогообложения?

 

ТК РФ дает право работодателям поощрять работников, добросовестно выполняющих трудовые обязанности, в том числе выплачивать премии и дарить подарки (ст. 191 ТК). Выплата премии к 8 марта работникам бухгалтерии, где, в основном работают женщины, допустимый способ отблагодарить за качественный и добросовестный труд.

Премии к праздникам, могут быть предусмотрены локальными нормативными актами (ЛНА) организации и входить с систему оплаты труда, как стимулирующие выплаты.

Если «праздничные» премии не упоминаются в ЛНА, директор все равно может их выплатить на основании своего приказа.

В связи с введением ФСБУ у сельхозорганизаций возникла обязанность вести бухучет по новым правилам. В числе новшеств появилась необходимость проверять активы и запасы на обесценение. Мы уже говорили об этом, но перед годовым отчетом это особенно актуально. Эту процедуру не надо путать с переоценкой, которая связана с установлением стоимости актива, а обесценение свидетельствует о его физическом или моральном износе. Переоценку компания может проводить, а вот проверку на обесценение — обязана. О том, что нужно делать в этом случае, расскажем в этой статье.

Много споров и мнений по учету ремонтов в бухгалтерском учете возникло у бухгалтеров сельхозорганизаций в связи с применением ФСБУ 26/2020. В период действия ПБУ 6/01 таких вопросов не возникало: любой ремонт включали в текущие расходы, только модернизация и реконструкция могли привести к увеличению первоначальной стоимости основных средств. С появлением в нашей жизни ФСБУ 26/2020 понятие ремонта становится дилеммой - капитализировать или нет затраты и в каких случаях, поскольку данный стандарт не конкретизирует, затраты на какой именно вид ремонта (текущий или капитальный) следует включать в капитальные вложения. Надеяться просто на профессиональное суждение бухгалтерии, без привлечения специализируемых служб организации (технический, производственный отдел и пр.), нельзя. Давайте разбираться.

Несмотря на то, что большую ответственность за деятельность несет руководитель, главный бухгалтер также в стороне не остается. Главный бухгалтер— одна из ключевых фигур в любой организации, которая отвечает за отражение в учете и отчетности фактов финансово-хозяйственной деятельности, а следовательно очень важная фигура и главное, ответственная. За ошибки и нарушения, допущенные главбухом, в зависимости от степени тяжести вам, как главному бухгалтеру, могут грозить разные виды ответственности. Причем, если вы думаете, что ушли с работы и все, то это не так. Давай поговорим об этом подробнее.

Закон от 31 июля 2023 года установил в НК РФ новый порядок определения первоначальной стоимости ОС, полученных безвозмездно. По сути, поправка сблизила порядок формирования в налоговом учете первоначальной стоимости любого амортизируемого имущества, как приобретенного за деньги, так и безвозмездно полученного. Попробуем разобраться.

С этого года путевые листы можно оформлять в цифровом виде, те сельхозорганизации, где налажена автоматизация учета, этим можно воспользоваться. Но кроме этого с сентября 2023 года вести их стало проще: теперь достаточно один раз сформировать путевой лист, даже если водитель выполняет не один рейс в течение дня. Разберем, что изменилось в законах и что нужно учесть при составлении этого документа.

В последнее время сельхозорганизации удерживают из заработной платы своих работников различные суммы: и алименты, и за проданные товары, и по исполнительным листам, и по требованиям банков и налоговой службы, и еще масса вариантов удержания. Но нужно разобраться не только в том, какие виды удержаний из заработной платы сотрудника бывают, но и - сколько можно удерживать, когда работодатель не имеет право удерживать деньги из зарплаты сотрудника, и сколько можно удержать из зарплаты по просьбе работника. Поговорим об этом в данной статье.

Сельхозорганизациям нужно помнить, что до нового года необходимо утвердить график отпусков, чтобы уже и организация и работники понимали, когда время отдыха для каждого. Что здесь нужно учесть?

 

С 1 марта 2023 г. вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 248-ФЗ).

Теперь согласно Закону № 248-ФЗ хозяйствующие субъекты, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, самостоятельно решают, относить ли вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства (далее – ППЖ). При этом о принятом решении они уведомляют Россельхознадзор. Приказом Минсельхоза России от 07.10.2022 № 671 утвержден Порядок направления уведомления об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к ППЖ. В 2023 году уведомление нужно было направить до 1 мая 2023 года на период с 1 марта 2023 года по 31 декабря 2023 года.

С 1 марта 2023 года вступил в силу ряд изменений в Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 № 152-ФЗ в отношении работы с персональными данными сотрудников организации и клиентов.

В каждой организации обязательно должна быть Политика в отношении обработки персональных данных. Она объясняет, как компания работает с данными работников, клиентов и других физлиц. Давайте подробнее разберем этот вопрос.

Сельхозорганизациям нужно построже сегодня обращать внимание на воинский учет. Уже с 1 октября стартуют драконовские штрафы по данному виду учета. Успевайте отчитаться и привести документы в порядок, времени совсем не осталось.

Какие штрафы будут за нарушения по воинскому учету

В последнее время у сельхозорганизаций много вопросов по учету арендованнных земельных участков. Земельные участки — это особый вид активов. Саму землю не амортизируют, но при аренде арендатору, как правило, нужно амортизировать право пользования землей. Расскажем еще раз об особенностях отражения аренды земли в бухгалтерском и налоговом учетах.

Бухгалтерский учет арендованных земельных участков

Кто подлежит обязательному аудиту?

Организации, в том числе субъекты малого предпринимательства, имеющие форму собственности акционерного общества, до 2022 года подлежали обязательному аудиту независимо от типа, размера доходов, числа акционеров и остальных особенностей. Федеральным законом от 16.04.2022 г. № 99-ФЗ внесены изменения, касающиеся обязанности проведения аудита непубличного акционерного общества (далее по тексту НАО). Исходя из нововведений с 1 января 2023 г. обязательный аудит должны проводить:

Многие сельхозорганизации выплачивают заработную плату за декабрь в последних числах декабря, чтобы сделать подарок своим сотрудникам, некоторые это делают в первые рабочие дни января, но не всегда это работникам приятно. Длинные январские праздники вносят коррективы в график выплаты декабрьской зарплаты. В тоже время период признания доходов и срок перечисления НДФЛ зависит от месяца выплаты зарплаты, так как с 01.01.2023 меняются требования НК РФ. На что здесь следует обратить внимание и как сделать лучше и главное, правильно. Попробуем разобраться.