ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА ПРИ ДТП СЛУЖЕБНОГО АВТОМОБИЛЯ: УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
- Информация о материале
- Бухгалтерская практика
В практике сельхозорганизаций иногда возникают случаи попадания транспортных средств в ДТП. И далее возможны разные варианты соглашения сторон – договоренность, возмещение страховками и т.д. Давайте рассмотрим возможные варианты и их влияние на налоги.
Учет возмещения ущерба потерпевшей стороне при ДТП
Если страховая компания не возместит потерпевшей стороне всю сумму убытков, причиненных при ДТП, то она может потребовать их возмещения от организации как владельца автомобиля — виновника аварии.
Налог на прибыль. Затраты на возмещение ущерба пострадавшей стороне для налога на прибыль можно включить в состав внереализационных расходов в той сумме, которая определена на дату признания, или в сумме, которую присудил суд, — на дату вступления в силу его решения.
Но, как считают налоговики и Минфин, признать их можно только в том случае, если организация взыскивает сумму ущерба с работника — виновника аварии. Иначе, по их мнению, расход признать не получится, поскольку затраты на возмещение ущерба потерпевшему не являются обоснованными.
Однако суды такую позицию проверяющих могут и не поддержать. Ведь согласно НК право организации отнести сумму ущерба, причиненного третьим лицам, к расходам не зависит от факта предъявления иска виновному работнику.
Если организация потратилась на услуги по оценке ущерба при ДТП, их стоимость можно включить во внереализационные расходы, если они обоснованны (например, оценка нужна для подтверждения суммы ущерба, требуемой со страховой компании или взыскиваемой с виновника ДТП) и подтверждены документами (например, отчетом оценщика, актом оказанных услуг).
ЕСХН и УСН с объектом «доходы минус расходы». Учесть затраты на возмещение ущерба третьей стороне и стоимость услуг оценщика в расходах нельзя. Поскольку эти виды расходов (за исключением судебных издержек) не поименованы в перечне расходов.
НДФЛ. Если потерпевшая сторона — физлицо, то при возмещении ему ущерба с выплачиваемой суммы НДФЛ удерживать не нужно. Она не является его экономической выгодой и не считается доходом.
Бухгалтерский учет. Сумму возмещения ущерба потерпевшей стороне и стоимость услуг оценщика в бухучете надо включить в прочие расходы. И отразить записью:
Дт 91-2 - Кт 76.
Учет затрат на ремонт поврежденного служебного автомобиля
Налог на прибыль. При перечислении страховой компанией суммы возмещения ущерба в счет оплаты за ремонт поврежденного автомобиля непосредственно автосервису у организации в налоговом учете не возникает ни дохода, ни расхода.
Если организация ремонтирует автомобиль сама своими силами или с привлечением подрядчика, а страховая компания/виновник аварии возмещает ущерб организации, то затраты на ремонт отражаются следующим образом. При ремонте своими силами в прочие расходы включаются, в частности, стоимость используемых материалов, зарплата работников, выполняющих ремонтные работы, и страховые взносы, амортизация ОС, занятых в ремонтных работах.
Если организация для ремонта привлекает подрядчика, то стоимость ремонтных работ включается в прочие расходы на дату подписания акта о выполнении работ. Если в налоговом учете был создан резерв под предстоящие ремонты ОС, расходы на ремонт автомобиля надо списать за счет резерва.
Страховую выплату от страховой компании надо включить во внереализационные доходы на дату принятия страховой компанией решения о выплате.
ЕСХН и УСН с объектом «доходы минус расходы». Стоимость используемых материалов, зарплата работников, выполняющих ремонтные работы, и страховые взносы включаются в «упрощенные» расходы после их оплаты. Амортизация ОС, занятых в ремонтных работах, учитывается в расходах в общем порядке, равномерно в течение первого года ввода в эксплуатацию.
А стоимость ремонтных работ по договору с подрядчиком включается в расходы в квартале, когда подписан акт о выполнении работ и работы оплачены подрядчику.
Страховую выплату от страховой компании надо включить во внереализационные доходы на дату получения денег.
НДС. Входной НДС, предъявленный поставщиком материалов и подрядчиком, принимается к вычету (у плательщика НДС) в обычном порядке после получения счета-фактуры. Даже если организация получает компенсацию стоимости выполненных работ. На «доходно-расходной» упрощенке и ЕСХН входной НДС включается в расходы.
Бухучет. Затраты на ремонт, вызванный аварией, как правило, включаются в прочие расходы. И отражаются записью:
Дт 91-2 - Кт 10/69/70/60/76.
Если затраты на ремонт организации возмещает страховая компания, то причитающуюся сумму надо включить в прочие доходы на дату принятия решения о выплате страховой компанией.
Учет списания автомобиля, не подлежащего восстановлению после аварии
Если автомобиль, попавший в ДТП, не подлежит восстановлению (или его ремонт невыгоден) и не застрахован по договору каско, его можно целиком продать на запчасти, разобрать и продать детали или утилизировать через компанию с соответствующей лицензией.
Если поврежденный автомобиль был застрахован по договору каско и страховая компания, признав его полную гибель, вынесла решение о нецелесообразности проведения восстановительного ремонта, то она выплатит страховое возмещение в полной сумме (в обмен за передачу ей годных остатков — то есть того, что осталось от автомобиля) или за вычетом стоимости годных остатков (если организация оставит их себе). Передача остатков автомобиля обычно оформляется актом. Порядок выплаты возмещения, как правило, предусмотрен в договоре страхования или в допсоглашении к нему.
Посмотрим, как учесть передачу страховой компании годных остатков разбитого в аварии автомобиля и получение страхового возмещения.
Списать автомобиль, не пригодный к дальнейшему использованию, надо на основании решения комиссии, приказа руководителя и акта о списании (например, по форме № ОС-4а или по самостоятельно разработанной форме).
Налог на прибыль. Во внереализационных доходах надо учесть стоимость оприходованных запчастей (годных остатков) по рыночной стоимости без НДС (она, как правило, указана в документах страховщика). Также в состав внереализационных доходов на дату решения страховщика о выплате страховки надо включить страховое возмещение и компенсацию стоимости переданных страховой компании годных остатков. Во внереализационные расходы — остаточную стоимость разбитого автомобиля и стоимость запчастей (годных остатков), учтенную во внереализационных доходах, при их передаче страховщику.
ЕСХН и УСН с объектом «доходы минус расходы». Сумму, полученную от страховой компании за переданные годные остатки автомобиля, надо учесть в доходах при ЕСХН и УСН. Также в доходах надо учесть страховку, полученную по договору каско. Уменьшить доходы на стоимость разбитого автомобиля при ЕСХН и УСН не получится, если она уже была учтена ранее (в периоде приобретения, ввода в эксплуатацию и оплаты).
Стоимость оприходованных запчастей (годных остатков) надо также учесть в доходах. А вот признавать в расходах стоимость годных остатков при их передаче страховой компании рискованно. Ведь упрощенцы и организации на ЕСХН учитывают в расходах затраты после их оплаты, а в данном случае оплаты не было.
НДС. Восстанавливать НДС, принятый к вычету по не до конца самортизированному автомобилю, не надо. Передача годных остатков страховой компании признается реализацией. А компенсация страховщиком их стоимости облагается НДС.
Бухучет. При передаче годных остатков страховой компании бухгалтерские проводки будут такими.
Содержание операции |
Дт |
Кт |
На дату акта о списании ОС |
||
Списана первоначальная стоимость автомобиля |
01-«Выбытие» |
01 |
Списана сумма начисленной амортизации автомобиля (сумма накопленного обесценения) |
02 |
01-«Выбытие ОС» |
Оприходованы остатки транспортного средства — по остаточной стоимости автомобиля |
41-«Долгосрочные активы к продаже» |
01-«Выбытие ОС» |
На дату согласования суммы страхового возмещения |
||
Признана сумма страхового возмещения (без учета возмещения за переданные годные остатки) |
76 |
91-1 |
На дату передачи годных остатков автомобиля страховщику |
||
Отражен доход от реализации годных остатков автомобиля |
76 |
91-1 |
Начислен НДС со стоимости переданных остатков автомобиля |
91-2 |
68-«Расчеты по НДС» |
Списана стоимость остатков автомобиля в расходы |
91-2 |
41-«Долгосрочные активы к продаже» |
Учет полученного от виновника аварии возмещения
Работник — виновник аварии должен возместить причиненный организации ущерб, сумму затрат на ремонт ТС, не покрытую страховкой. Документом, подтверждающим вину водителя, будет постановление о привлечении к административной ответственности.
Если сумма к возмещению не превышает среднемесячного заработка работника, то взыскать ее можно на основании приказа руководителя организации. Издать приказ надо в течение месяца со дня установления размера суммы к возмещению. Ежемесячно удерживать можно не более 20 % от заработка. При удержании по одному или нескольким исполнительным документам — до 50 % зарплаты.
Если сумма к возмещению превышает среднемесячный заработок работника, взыскать ее можно только в судебном порядке. Через суд можно взыскать ее и в том случае, если:
• сумма к возмещению не превышает среднемесячного заработка работника, но организация пропустила месячный срок, отведенный на издание приказа об удержании;
• есть определение об отказе в привлечении к административной ответственности, но водителем было нарушение ПДД.
Размер удержания будет определен судом. Возместить причиненный ущерб, который превышает среднемесячный заработок, работник может добровольно по заявлению или по соглашению сторон.
Налог на прибыль. Возмещаемую сумму надо включить во внереализационные доходы на дату, когда работник согласился возместить ущерб/затраты, или на дату вступления в силу решения суда, или на дату издания приказа руководителем организации.
НДС. Полученное возмещение НДС не облагается.
ЕСХН и УСН. Сумма, возмещаемая организации виновником аварии, учитывается в доходах на дату поступления денег.
Бухучет. Сумму к взысканию с работника надо включить в прочие доходы. И отразить записью:
Дт 73 – Кт 91-1.
Организация обязана анализировать и устранять причины нарушений ПДД с участием ее ТС, данные фиксировать в журнале учета нарушений ПДД. Их анализ позволит выявлять рисковых водителей и повышать надежность поездок. Форма журнала установлена Минтрансом.