Рубрикатор
+

Выбранный список: Избранное

Еще нет избранных материалов

Подключить Премиум

Многие сельхозорганизации думают, что учет нематериальных активов их не касается, но это совершенно не так. Если сельхозорганизация не решилась на досрочное применение ФСБУ 14/2022, то ей надо перейти на этот стандарт с 2024 г. Также надо перейти на применение обновленного варианта ФСБУ 26/2020 (в части учета капвложений в НМА). Вариантов перехода несколько. Самый простой — перспективный, но на него имеют право далеко не все.

Три способа перехода: выбирайте осознанно

Чтобы применять в своем бухучете новые НМА-правила вместо старых, можно воспользоваться разными способами. Какими? Это Ретроспективный, альтернативный и перспективный способы. Рассмотрим их.

Перспективный способ могут выбрать, к примеру, малые предприятия, которые не обязаны проходить аудит (и не являются микрофинансовыми).

При выборе способа ваша задача — донесение до основных пользователей бухотчетности существенной информации о нематериальных активах, которые сформировались до начала 2024 г. Если у вас нет никакой существенной информации о старых НМА (которые признаются таковыми в бухучете), то можете спокойно выбирать альтернативный (упрощенный) вариант.

Выбранный способ перехода на ФСБУ 14/2022 надо отразить в учетной политике на 2024 г. А потом — раскрыть в бухотчетности за 2024 г. Причем как сам выбранный способ перехода, так и последствия изменения УП, соответствующие выбранному способу.

Новая версия ФСБУ 26/2020: переход тоже нужен

Параллельно с ФСБУ 14/2022 вступает в силу и новая редакция ФСБУ 26/2020 по бухучету капвложений. Следовательно, надо отразить в бухучете и переход на новую редакцию учета капвложений в НМА. Способов тоже три, и выбрать любой из них организация может самостоятельно:

• ретроспективный способ. Это полный пересчет всех капвложений в НМА (и то, что теперь ими должно быть). К примеру, у вас имелись вложения в НИОКР. Надо пересчитать их так, чтобы на счете 08 остались только вложения, которые относятся к стадии разработок (и планируется, что может в результате появиться НМА). Если же вложения относятся к стадии исследований, то их вообще не надо капитализировать — на начало 2024 г. их не должно быть на счете 08;

• альтернативный способ. Он похож на альтернативный способ, применяемый для НМА при переходе на ФСБУ 14/2022;

• перспективный способ. Именно для перехода на новую версию ФСБУ 26/2020 нет того ограничения, что перспективный способ должны применять только те, кто имеет право на упрощенный бухучет. Так что его может выбрать любая организация, если при этом не потеряется существенная информация.

Выбранный способ лучше закрепить в учетной политике. Потом его надо будет раскрыть в бухотчетности за 2024 г.

Но вернемся к ФСБУ 14/2022 и подробно рассмотрим способы перехода на него.

Ретроспективный способ перехода на ФСБУ 14/2022

Он означает, что организации, возможно, придется пересчитать балансовую (а иногда и первоначальную) стоимость уже имеющихся по состоянию на 1 января 2024 г. НМА так, как если бы новый ФСБУ применялся с момента их приобретения (создания).

Более того, надо проверить, к примеру:

• все ли имеющиеся объекты, учтенные на 1 января 2024 г. на счете 04, действительно являются нематериальными активами, — и при необходимости внести корректировки. Так, может потребоваться их списание с баланса;

• активы, которые не были ранее учтены как НМА (к примеру, списывались на расходы как активы, не отвечающие признакам НМА), но по новым правилам подходящие под НМА-критерии, — разумеется, когда они до сих пор актуальны и используются организацией.

 

Если вы не перешли на ФСБУ 14/2022 ранее, то с 2024 г. придется. А если пойдете по ретроспективному пути, данные в балансе на конец 2023 г. и начало 2024 г. могут оказаться разными.

При ретроспективном способе перехода в учете не должно быть полностью самортизированных НМА, которые активно используются и будут использоваться в дальнейшем.

Следствием пересмотра СПИ имеющихся НМА может быть в том числе изменение суммы амортизации, отраженной на счете 05. Следовательно, может измениться остаточная (балансовая) стоимость старых НМА, а также иных активов — к примеру, НИОКР, которые были учтены как особые активы, а теперь должны учитываться именно как НМА. Даже если, к примеру, для результатов НИОКР был определен максимальный срок 5 лет, то теперь его надо пересмотреть. Так, как будто с самого начала планировалось, что это НМА. Причем в стоимость его надо включить только затраты стадии разработок.

Таким образом, надо сделать полную ревизию всех НМА, уточнить их СПИ и пересчитать амортизацию (если это нужно). Переходные проводки надо делать в межотчетный период. Они не являются оборотами по счетам бухучета ни за 2023 г., ни за 2024 г. Это означает, что они датируются 31.12.2023 и при этом:

• никак не должны повлиять на бухотчетность за 2023 г.;

• должны изменить входящее сальдо на начало 2024 г.

В итоге данные по состоянию на 31.12.2023 будут различаться: в балансе за 2023 г. может быть одно, а в балансе за 2024 г. — другое. Это нормально и объяснимо. Последствия перехода на ФСБУ 14/2022 надо будет отразить в пояснениях к бухотчетности за 2024 г. И несовпадение данных разных балансов на 31.12.2023 — одно из таких последствий. Кроме того, при ретроспективном пересчете могут измениться данные и за предыдущие годы (к примеру, за 2022 г.), которые будут отражаться в балансе за 2024 г.

 

Внимание

При переходе на ФСБУ 14/2022 уделите внимание полностью самортизированным НМА. Если это результат ошибки определения СПИ, допущенной в прошлые годы, эту ошибку надо исправить. Если ошибки не было, необходимость пересчета ранее начисленной амортизации зависит от способа перехода на стандарт.

Ретроспективный способ позволяет сформировать максимально точную информацию об имеющихся НМА (и о том, что было учтено как НМА раньше). Однако он самый трудоемкий. И его не всегда целесообразно выбирать, ведь не стоит забывать о таком базовом требовании, как рациональность бухучета.

Перспективный способ, доступный не всем

При перспективном способе новые правила, установленные в бухучете новым стандартом, действуют только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения ФСБУ 14/2022. Без изменения сформированных ранее данных бухучета.

Это значит, что никаких корректировок по пересчету балансовой стоимости или амортизации делать не требуется. Также не надо пересчитывать показатели бухотчетности прошлых лет.

Именно при перспективном переходе на ФСБУ 14/2022 может сохраниться учет, к примеру, программ на счете 97. А также учет результатов НИОКР, которые организация самостоятельно использует и отражает не в составе НМА. В 2024 г. их стоимость надо будет относить на расходы по тем же принципам, как это надо было делать в 2023 г. А вот в балансе подобные активы надо все же указывать в соответствии с условиями их признания, установленными НПА по бухучету. Так что придется отражать, к примеру, права на программы по строке 1170 баланса вместе с другими НМА. Если, конечно, они обладают всеми признаками нематериальных активов.

 

Тем же, кто хорошо разбирается в альтернативном способе перехода на ФСБУ 6/2020 по учету ОС, наверняка будет интересно, чем от него принципиально отличается альтернативный способ перехода, предложенный для НМА в ФСБУ 14/2022.

 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Мнения подписчиков