Сельскохозяйственным организациям часто приходят уведомления из налоговой службы с вопросом: почему у вас уровень налоговой нагрузки ниже среднеотраслевой? Мы уже неоднократно писали на страницах нашего журнала, как и что отвечать в таком случае. Но данное несоответствие может повлиять и на налоговые проверки вашей организации. Совсем недавно были утверждены новые показатели налоговой нагрузки и рентабельности за 2018 год, на которые ориентируются инспекторы при включении налогоплательщиков в план выездных проверок (Информация ФНС России от 23.05.2019). Таблица с числовыми параметрами была опубликована на сайте налогового ведомства, давайте попробуем ее немного проанализировать.

 Для начала еще раз отметим, что это один из основных критериев, которые налоговики применяют для отбора кандидатов на проведение выездной налоговой проверки (все они приведены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@), поэтому это очень полезно с точки зрения самопроверки. Посмотрим выдержки из Информации, касающиеся сельхозорганизаций.

 

Справочно:

Налоговая нагрузка рассчитана как отношение суммы налогов

и сборов по данным официальной статистической отчетности

ФНС России к обороту организаций по данным Росстата,

умноженное на 100%

 

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

 

Налоговая нагрузка, %

Справочно: фискальная нагрузка по страховым взносам, %

ВСЕГО

10,8

3,6

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство - всего

4,3

5,5

растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях

3,5

5,4

лесоводство и лесозаготовки

7,5

6,8

рыболовство, рыбоводство…

7,9

5,5

При анализе проверяющие сравнивают налоговую нагрузку сельхозорганизации с показателями среднего уровня налоговой нагрузки по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности) или сопоставляют показатели рентабельности фирмы по данным бухгалтерского учета с уровнем рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Критерии эти не являются ключевыми, но сбрасывать их со счетов при самостоятельной оценке риска проведения проверки не стоит. Числовые показатели обновляются из года в год. Оценить свои риски можно по специальным таблицам, которые формируются на основании информации, имеющейся в ФНС и в Росстате.

 

Низкая налоговая нагрузка (критерий № 1)

 

Налогоплательщик может быть включен в план выездных проверок, если его налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли. Налоговики рассчитывают данный показатель по следующей формуле: сумма налогов и сборов за календарный год по данным отчетности / оборот (по данным Росстата) * 100 %. Обязательно посчитайте на своем предприятии.

 

Значительное отклонение рентабельности по данным

бухгалтерского учета от среднеотраслевой (критерий № 11)

 

Поводом для назначения налоговой проверки может быть низкий уровень рентабельности продаж и рентабельности активов (если рентабельность отклоняется от средней более чем на 10 %).

Показатели рентабельности за 2018 год также отличаются от средних значений 2017 года. В частности, к примеру, средняя рентабельность продаж в сфере производства продуктов в 2017 году составляла 8,4 %, а в 2018 году - 9,2 %.

Хочется отметить, что сопоставление рентабельности и налоговой нагрузки - методы далеко не точные. Ибо посчитать налоговую нагрузку и рентабельность достаточно просто. Но сложнее обстоит дело с объективностью этих критериев. Ведь к примеру, каждый из регионов РФ ввиду своего месторасположения имеет отличительные географические, природные, социальные, экономические и территориально-административные особенности. Адекватно отражать реальный уровень какого-либо среднего критерия по виду экономической деятельности, по которому налогоплательщики и налоговые органы оценивают результаты финансово-хозяйственной деятельности, можно лишь при расчете показателей для каждого субъекта РФ (по аналогии с критерием средней зарплаты).

Низкая рентабельность - вообще не 100 %-ное свидетельство «нечистых» помыслов руководителей сельхозкомпании. Она может быть обусловлена, к примеру, большими вложениями или стихийным бедствием в виде неурожая. В любом случае, это не основа, но как критерий для оценки – имеет право на существование.