ИФНС затянула выездную проверку?
- Информация о материале
- Ответы на вопросы
Есть ли шанс у сельхозорганизации отменить взыскание налогов, если ИФНС затянула выездную проверку?
В продолжении темы и признании результатов налоговых проверок недействительными рассмотрим еще одну – затягивание налоговыми инспекторами налоговых проверок. Конечно, это и самим неприятно, когда уже полтора года «мурыжат» налоговой проверкой, требуя то одни, то другие документы, но еще и законодательно часто не положено. Нарушение сроков проведения выездной налоговой проверки, оформления ее материалов до недавнего времени не было поводом оспорить ее результаты. Однако месяц назад Верховный суд высказался по вопросу затягивания таких сроков: если выездная проверка длилась больше 2 лет, налоговый орган может потерять право на взыскание недоимки, начисленной по ее результатам.
Сколько можно проверять
Формально срок проведения выездной налоговой проверки (ВНП) — 2 месяца. Этот срок можно:
• продлить до 4 месяцев, а в исключительных случаях и до 6 месяцев;
• приостановить на общий срок до 6 месяцев (а в случае, если иностранные госорганы не отвечают на запрос о предоставлении информации в рамках международных договоров РФ — еще на 3 месяца).
Таким образом, максимально выездная налоговая проверка может продлиться 15 месяцев, то есть более года.
Срок проведения ВНП отсчитывают с даты вынесения решения о назначении выездной проверки и заканчивают его моментом составления справки о том, что проверка проведена.
Кроме того, еще 2 месяца ИФНС может оформлять акт выездной налоговой проверки и 5 рабочих дней — его вручать. После чего дополнительно налоговая может:
• на 1 месяц продлить рассмотрение материалов выездной налоговой проверки;
• еще 1 месяц проводить дополнительные мероприятия налогового контроля.
На практике все упомянутые сроки изрядно «едут» — ИФНС может затянуть сроки выездной налоговой проверки, вручить акт спустя полгода после составления, а иногда и позже, долго проводить дополнительные мероприятия налогового контроля, потом оформлять их дольше положенного срока, затягивать сроки рассмотрения дополнительных мероприятий и затем долго оформлять решение. Конечно же, возникает вопрос: являются ли такие нарушения сроков проверки поводом оспорить ее результаты?
Нарушение сроков проверки не равно нарушению процедуры рассмотрения ее результатов
Минфин и ФНС считают, что нарушение сроков проведения проверки, рассмотрения ее материалов не является существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов проверки, а значит, и поводом для того, чтобы отменить решение по ее результатам.
Главное — чтобы налоговый орган обеспечил проверяемому налогоплательщику возможность:
• ознакомиться с актом проверки;
• представить свои возражения;
• участвовать в рассмотрении материалов проверки.
Финансистам вторят и суды: нарушенные сроки не являются безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным. Поэтому обжаловать решение ИФНС по результатам проверки на том основании, что ее проводили очень долго, как правило, было бессмысленно.
Однако нарушенные сроки могут служить аргументом, если оспаривать в суде действия ИФНС по взысканию недоимки, начисленной по результатам затянутой ВНП. То есть нарушения процедурных сроков будут проверяться судами для того, чтобы выяснить, соблюдены ли сроки на принудительное взыскание налоговой задолженности.
Еще в 2013 г. ВАС указал, что, только обжалуя требование об уплате сумм налога, пеней, штрафа, решение об их взыскании или возражая против иска налоговиков о взыскании этих сумм (если пропущен срок на принятие решения о бесспорном взыскании), можно сослаться на несоблюдение, в частности, следующих сроков:
• проведения проверки;
• составления акта проверки и его вручения;
• принятия и вручения решения по проверке;
• проведения мероприятий дополнительного контроля.
Срок проведения проверки и срок на исполнение решения по ее результатам — разные понятия
Решение ИФНС по результатам проверки вступает в законную силу:
• или спустя 1 месяц после его вручения;
• или со дня, когда вышестоящий налоговый орган примет решение по апелляционной жалобе.
После этого у налогового органа есть:
• 3 месяца с момента отражения недоимки на ЕНС, чтобы направить требование об уплате налога;
• 2 месяца с даты истечения срока исполнения требования, чтобы принять решение о взыскании налогового долга за счет денег на счетах в банке;
• 4 месяца с даты истечения срока на взыскание долга с банковских счетов для обращения за его взысканием в суд;
• 10 месяцев с момента принятия решения о взыскании задолженности за счет денег на счетах, чтобы принять решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика во внесудебном порядке;
• 2 года со дня истечения срока на принятие решения о взыскании налога за счет имущества, чтобы взыскать налог за счет имущества налогоплательщика в судебном порядке.
В 2023—2024 гг. сроки направления налогоплательщикам требований об уплате налоговой задолженности продлены на полгода и составляют 9 месяцев.
Ранее ВС, рассматривая спор по затягиванию сроков камеральной проверки, высказался, что стоит различать срок производства по делу о налоговом правонарушении (срок проверки) и срок исполнения решения, принятого по результатам такого производства (срок на взыскание недоимки). Нарушение сроков налоговой проверки не лишает инспекцию права на взыскание налога. Но возможность взыскания налога в таком случае ограничена пределами 2 лет с момента истечения срока на добровольное исполнение требования об уплате налога.
Конституционный суд считает, что несоблюдение инспекцией сроков в рамках налогового контроля не изменяет порядок исчисления сроков для принудительного взыскания налоговых долгов.
Месяц назад, рассмотрев очередной спор по поводу взыскания недоимки по результатам выездной проверки, которую проводили 3,5 года, ВС еще раз сказал: нарушение сроков проверки не лишает инспекцию права на взыскание, но ограничивает это право пределами 2 лет с момента истечения срока на добровольное исполнение требования по уплате налога.
Возможность взыскания «проверочной» недоимки ограничена пределами 2 лет
В ноябре 2018 г. налоговики назначили выездную проверку фирмы, но решение по ее результатам вынесли лишь в мае 2022 г. За это время:
• проверка приостанавливалась на 6 месяцев;
• акт ВНП вручили на 2 месяца позже;
• дополнение к акту ВНП составили на 10 месяцев позже, а вручили — на 2 года позже установленного срока.
Когда в октябре 2022 г. налоговая начала принудительно исполнять решение по результатм ВНП, налогоплательщик обратился в суд. Он посчитал, что налоговики нарушили сроки проведения выездной проверки более чем на 2 года и, как следствие, утратили право на принудительное взыскание налогов, начисленных по ее результатам.
Безусловно, выездная налоговая проверка — стресс для бухгалтера. А когда налоговики еще и затягивают ее, положительных эмоций это не добавляет
Суды первой и второй инстанций поддержали налогоплательщика и сказали, что предельные 2 года на взыскание доначисленных сумм нужно было считать с 08.09.2020 (момента, с которого должен был истечь срок на добровольное исполнение требования, если бы налоговый орган проводил проверку с соблюдением установленных законом сроков и оформлял ее результаты вовремя). Фактически решение о взыскании и инкассовые поручения налоговики приняли за пределами этого срока — 24.11.2022, поэтому эти документы суды признали не подлежащими исполнению.
Суд округа поддержал налоговиков и нарушения предыдущих сроков не учел. Если взять именно то требование, которое налоговики все-таки выставили, то по нему сроки на взыскание налоговая не пропустила. Мол, сроки на проверку и сроки на взыскание — это разные понятия и не нужно их смешивать.
Но ВС обратил внимание, что в рассматриваемом случае срок на принудительное взыскание истек уже ко дню направления требования. Если мероприятия налогового контроля, сроки рассмотрения материалов проверки и принятия решения по ней затянулись дольше чем на 2 года, то право принудительно взыскать задолженность по такой проверке налоговый орган утрачивает. Причем как в бесспорном, так и в судебном порядке. Решение кассации отменили, а мнение первых двух инстанций оставили в силе.
Подход ВС, определивший ориентир по срокам в затянувшихся налоговых проверках, не может не радовать. Однако нужно понимать, что при рассмотрении вопроса о наличии объективных причин нарушения срока взыскания суды будут учитывать, противодействовал ли сам налогоплательщик проведению проверки и затягивал ли намеренно процессуальные сроки. В таких случаях суд поддержит налоговый орган, даже если ИФНС позволит себе взять паузу в несколько лет перед вынесением решения по итогам проверки.