Федеральный закон РФ от 01.05.2017 № 86-ФЗ наделил юридической силой электронные больничные листы. С 1 июля 2017 года у пациентов есть выбор: получать больничные в электронном или бумажном виде. Как бухгалтеру оформлять и учитывать пособие по новым правилам, и что лучше выбрать – электронный больничный или бумажный - разберем в данной статье.

 

Каков порядок выдачи электронного больничного

 

Больничный может быть выписан только в каком-то одном виде: либо в бумажном, либо электронном (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Рекомендуем предупредить работников о готовности организации принимать электронные больничные. В противном случае его придется менять на бумажный вариант (Письмо ФСС РФ от 11.08.2017 № 02-09-11/22-05-13462).

С письменного согласия работника медучреждениеоформляет электронный больничный.

Оформление электронного больничного производится в ЕИИС «Соцстрах» (п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567 «Об утверждение правил информационного взаимодействия при формировании электронного больничного»). При этом медучреждение не взаимодействует с работодателем - каждый заполняет свою часть больничного.

После закрытия электронного больничного медучреждениевыдает работнику номер листка нетрудоспособности. Этот номер он должен предъявить работодателю.

 

Как работодателю подготовиться к работе с электронными больничными

 

Чтобы принимать электронные больничные, работодателю нужно:

  1. Заключить с региональным отделением ФСС РФ соглашение об информационном взаимодействии.
  2. Получить усиленную квалифицированную подпись юридического лица.
  3. Установить специальную программу для проверки электронной подписи и защиты информации (криптопровайдер).
  4. Выбрать вариант программного обеспечения для работы.

Таких вариантов три (пп. «а» п. 10 Постановления Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567 «Об утверждении правил информационного взаимодействия при формировании электронного больничного»):

  • работать через личный кабинет страхователя на сайте www.cabinets.fss.ru. Для этого надо зарегистрироваться на Едином портале государственных и муниципальных услуг и использовать эту учетную запись для доступа к личному кабинету;
  • установить программу АРМ «Подготовка расчетов ФСС». Ее можно скачать на сайте фонда;
  • использовать бухгалтерские программы, в которых есть возможность работы с электронными больничными.

 

Как работодателю получить электронный больничный

 

Электронный больничный нужно найти в ЕИИС «Соцстрах» по номеру, который представил работник, и поего СНИЛС, затем электронный больничный надо запросить из БД ФСС.

После его получения можно приступать к заполнению раздела работодателя.

 

Как работодателю заполнить электронный больничный

 

В разделе «Заполняется работодателем» нужно заполнить все графы (подп. «в» п. 11Постановления Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567 «Об утверждении правил информационного взаимодействия при формировании электронного больничного»). Они не отличаются от граф аналогичного раздела бумажного варианта листка нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 347н.

Например, это графы: «средний заработок для исчисления пособия», «страховой стаж (лет) (мес.)», «итого к начислению», «дата начала работы».

Все даты выбираются из всплывающих календарей.

Суммы проставляются в рублях и копейках через знак «.» (точка).

Далее надо сохранить документ и заверить его электронной подписью. Данные автоматически уйдут в фонд.

 

Каков порядок оплаты электронного больничного

 

Порядок оплаты электронного больничного ничем не отличается от оплаты больничного в бумажном виде. Размер пособия рассчитывает работодатель и указывает в соответствующих графах заполняемого им раздела.

Если работодатель выплачивает пособие по общему правилу, т.е. с зачетом по страховым взносам, то надо назначить пособие в течение 10 календарных дней со дня, когда работник предъявил номер электронного больничного (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Саму выплату нужно произвести в ближайшую зарплату.

Если работодатель является участником пилотного проекта и осуществляет прямые выплаты работникам, то необходимо действовать в соответствии с Положением о выплатах в рамках пилотного проекта.

 

Плюсы и минусы электронного больничного

 

К плюсам можно отнести:

- Отдельному регистратору в поликлинике не нужно заполнять бланк строгой отчетности;

- Пациенту не нужно бегать по медучреждению за подписями;

- Бухгалтерии не нужно сверять правильность заполнения формы и отправлять его в ФСС;

- Работодатель защищен от возможных штрафов из-за приема неправильно заполненных бланков.

К минусам относятся:

- Техническая неготовность многих медучреждений, особенно сельских, перейти на новую систему (большой минус — отсутствие компьютеров);

- Неготовность кадровк таким радикальным переменам в работе;

- Необходимо не просто наладить систему в каждом медучреждении, но и следить за тем, чтобы она могла работать без сбоев;

- Также к минусам нужно отнести то, что многие медучреждения на сегодняшний день работают по разрозненным системам от разных производителей ПО, которые невозможно объединить.

 

Обращаем Ваше внимание, что для работодателя применение электронной формы больничного добровольное. Можно по-прежнему принимать от работников только бумажные больничные.