Кто подлежит обязательному аудиту?

Организации, в том числе субъекты малого предпринимательства, имеющие форму собственности акционерного общества, до 2022 года подлежали обязательному аудиту независимо от типа, размера доходов, числа акционеров и остальных особенностей. Федеральным законом от 16.04.2022 г. № 99-ФЗ внесены изменения, касающиеся обязанности проведения аудита непубличного акционерного общества (далее по тексту НАО). Исходя из нововведений с 1 января 2023 г. обязательный аудит должны проводить:

1. Все публичные АО;

2. Непубличные АО только в следующих случаях:

- ценные бумаги НАО допущены к организованным торгам;

- акции НАО находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования;

- НАО является профессиональным участником рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;

- если обязательный аудит отчетности АО, созданных в форме непубличного акционерного общества предусмотрен другими федеральными законами (касается кредитных, страховых и микрофинансовых организаций);

- при превышении критериев финансовых показателей, установленных пп.4 п.1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности: 800 млн руб.- доходы за предыдущий год или 400 млн руб. сумма активов баланса на 31 декабря предыдущего года.

Во всех остальных случаях в непубличных АО проводится только инициативный аудит по желанию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале акционерного общества составляет десять и более процентов, или решению руководства организации (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ). В этом случае советом директоров включается в повестку дня годового общего собрания акционеров вопрос о назначении аудиторской организации (индивидуального аудитора) общества (п. 3 ст. 54 Закона «Об акционерных обществах»).

Проводить обязательный аудит отчетности АО (в отличие от инициативного) может исключительно аудиторская компания, которая обязана входить в саморегулируемую организацию аудиторов. Проверку этих сведений заказчику важно осуществить перед проведением аудита.

 

Куда направляем и где размещаем отчетность и аудиторское заключение АО?

Отчетность АО и аудиторское заключение о ней должно быть направлено и размещено:

  1. в ФНС (ГИРБО)
  2. на Федресурсе
  3. в сети Интернет.

    Обращаем внимание, что это касается не всех АО.

     

    Аудиторское заключение по итогам обязательного аудита в ФНС необходимо представить одновременно с отчетностью, а если к моменту ее представления аудит еще не проведен, АЗ направляется отдельно - в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но в общем случае не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

    Отчетность АО и аудиторское заключение ФНС размещает на государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО).

    Если проводится инициативный аудит, то предоставлять его а ФНС с последующим размещением на ГИР БО не нужно.

     

    Аудиторское заключение по итогам обязательного аудита и отчетность на Федресурсе

    Обязанность публиковать сведения о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности на Федресурсе предусмотрена для ПАО, НАО, осуществивших (осуществляющих) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, а также НАО с числом акционеров более 50, в случае, если они размещают эти сведения в СМИ, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, а также в иных случаях, установленных федеральными законами (пп. «л.2» п. 7 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», сообщения Минфина от 13.01.2022 № ИС-аудит-48, от 13.01.2022 № ИС-учет-36.).

     

    Информация по бухгалтерской (финансовой) отчетности (консолидированной финансовой отчетности), размещаемая на Федресурсе, представляет собой:

  • период, за который составлена отчетность,
  • дата, по состоянию на которую составлена отчетность,
  • дата составления отчетности,
  • дата утверждения отчетности, если федеральными законами и (или) учредительными документами юридического лица предусмотрено ее утверждение,
  • дата представления отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности,
  • адрес страницы (сайта) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», используемый для раскрытия отчетности и дата ее раскрытия.

     

    При размещении аудиторского заключения на Федресурсе раскрывается следующая информация:

  • наименование аудиторской организации,
  • ее ИНН и ОГРН,
  • дата аудиторского заключения.

    В случае, если аудиторское заключение об отчетности не подлежит представлению в ГИРБО, дополнительно в Федресурс вносится мнение аудиторской организации о достоверности отчетности с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность.

    На Федресурсе информация о проведенном аудите должна быть размещена в течение 3 дней с даты подписания аудиторского заключения.

    Раскрытие данных по аудиту в сети Интернет (СМИ), например, на сайтах уполномоченных информационных агентств, аккредитованных ЦБ РФ: ООО «Интерфакс — ЦРКИ», АО «АЭИ «ПРАЙМ», АО «СКРИН», ЗАО «АК&М», АНО «АЗИПИ»)

    На акционерные общества: ПАО и НАО (с числом акционеров более 50 и в случае размещения ими облигаций или иных ценных бумаг), которые подлежат обязательному аудиту, возложена обязанность по раскрытию отчетности одновременно с аудиторским заключением по итогам аудита т.е. ее опубликования на странице в сети Интернет (п. 58.2 Положения Банка России от 27.03.2020 № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».

    В случае, если ваша компания НАО с числом акционеров более 50, но не осуществляющее публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, и проведение аудита годовой отчетности, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями статьи 92 Закона № 208-ФЗ и Положения № 714-П, не предусмотрена законом, либо решение о его проведении не принималось уполномоченным органом непубличного общества, годовая отчетность, начиная с отчетности за 2022 год, может быть опубликована без аудиторского заключения о ней (Информационное письмо Банка России от 02.02.2023 № ИН-02-28/8 «О раскрытии непубличным акционерным обществом годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности»).

    НАО, не размещавшие публично ценные бумаги, и с численностью акционеров менее 50, требования о размещении отчетности в Интернет не относятся (Письмо ЦБ РФ от 25.11.2015 № 06-52/10054).

    Крайний срок раскрытия бухгалтерской отчетности составляет 3 дня, следующих за датой составления аудиторского заключения о ней, но не позднее 120 дней после даты окончания отчетного года. В результате АО, которое должно раскрывать бухгалтерскую отчетность, обязано провести аудит и получить аудиторское заключение за 2023 год до 29 апреля 2024 года.

     

    Выбираем лучшее время для проведения аудита АО

    Большинство компаний, обязанные раскрывать данные отчётности, стремятся проаудировать ее до отправки в ФНС. Однако наиболее важно провести аудит до ежегодного собрания акционеров АО, чтобы в случае внесения исправлений в отчетность – собственникам представить корректные данные. Не забываем и про прямые требования законодательства (п.3 ст.52 Закона об АО) об утверждении АЗ - информация должна быть доступна в течение 20 дней до проведения общего собрания акционеров.

    Учитывая, что годовое собрание акционеров проводится не позднее чем через шесть месяцев после окончания отчетного года (абз. 3 п. 1 ст. 47 Закона об АО), обязательный аудит АО должен быть окончен до 10 июня. А АО, которое должно раскрывать бухгалтерскую отчетность, как уже говорилось, обязано провести аудит до 29-30 апреля.

    Поэтому мы своим клиентам рекомендуем проводить аудит в несколько этапов в течение года, это позволит предупредить возможные риски, своевременно устранить ошибки, а не в последний момент пытаться исправить ошибки за весь отчётный период.

     

    Штрафы за непроведение обязательного аудита

    Отдельного штрафа за непроведение обязательного аудита нет, но за непредставление в срок аудиторского заключения в ИФНС организацию могут оштрафовать на сумму до 5 000 руб. Штраф для должностного лица - до 500 руб., а если нет аудиторских заключений за прошлые годы - до 10 000 руб. (ст. ст. 4.1.2, 15.11, 19.7 КоАП РФ).

    За неразмещение сведений об аудиторском заключении на Федресурсе предусмотрен штраф для должностного лица - от 5 000 до 10 000 руб., а за несвоевременное размещение - 5 000 руб. (ст. 14.25 КоАП РФ).

    Также важно не забывать, что отсутствие аудиторского заключения (если аудит обязателен) является грубым нарушением требований к бухучету. Штраф за это от 5000 до 10 000 руб. - на должностных лиц. Повторное нарушение грозит штрафом от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацией должностных лиц на срок от 1 года до 2 лет (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ).

    Так, публичные АО (а также непубличные АО с числом акционеров более 50 в случае размещения ими облигаций или иных ценных бумаг) обязаны раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность вместе с аудиторским заключением. И если такое АО вовремя не опубликовало в Интернете аудиторское заключение, когда аудит обязателен, возможны (ст. 92 Закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ; пп. 56.1, 56.2, 56.5, 56.6 Положения ЦБ от 27.03.2020 № 714-П, Информационное письмо Банка России от 02.02.2023 № ИН-02-28/8, п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).

    - для самого АО - штраф от 700 000 до 1 000 000 руб.;

    - для должностных лиц - штраф от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

    Напоследок советуем все же не отказываться от аудита, даже если АО не обязано его проводить. Инициативный аудит позволяет найти ошибки в ведении учета, формировании отчетности и построить грамотные бизнес-процессы, снизить налоговые риски, выявить дополнительные финансовые резервы, получить достоверную информацию о финансовом положении компании, ее доходах и прибыли, компетентности сотрудников финансовой службы для принятия различных управленческих решений.