Грядет конец года и очень важно сделать закрытие затратных счетов и правильно скалькулировать себестоимость продукции. Чтобы правильно рассчитать себестоимость продукции в 1С Бухгалтерии сельскохозяйственного предприятия 8.3 (3.0), нужно помнить два главных момента:
-
себестоимость рассчитывается по номенклатурным группам;
-
затраты на себестоимость распределяются пропорционально плановой себестоимости.
Давайте разберемся поподробнее.
Настройка расчета себестоимости в 1С
Чтобы правильно рассчитать себестоимость единицы продукции, нужно для начала внести номенклатуру, то есть наименования продукции и группы. Номенклатурных групп может быть сколько угодно (рис.1). Можно создать номенклатурную группу не только для каждого вида продукции, но и для каждой единицы продукции (Справочники – Номенклатурные группы).
Рис.1
Плановые цены для калькуляции задаются в документе 1С «Установка цен номенклатуры» (Склад – Цены – установка цен).
Рис.2
Проверка себестоимости
Что еще нужно сделать перед расчетом себестоимости?
В учетной политике смотрим разделы «Учетная политика» (рис.4).
Здесь важно правильно задать методы распределения прямых и косвенных затрат, а также установить флажки выпуска продукции и услуг производственного характера.
Рис.4
В разделе «Параметры учета» проверяем пункты «Производство» и «Запасы» (рис.5).
Тип цен должен быть выбран таким, по которому заданы плановые цены в документе «Установка цен номенклатуры».
Рис.5
Оформление операций по производству
Какими документами отражается выпуск продукции и услуг:
Оба документа находятся в разделе «Производство» (рис.6). Реализацию услуг можно отразить также документом «Реализация (акты, накладные)» из раздела «Продажи», но по этому документу себестоимость услуг не рассчитывается.
Рис.6
На рис.7 представлен документ выпуска. В нем указывается, что выпущено, когда, где, в каком количестве, а также счета учета, счета и аналитика затрат (номенклатурная группа, статья затрат).
Кроме этого, в документе можно указать прямые затраты (закладка «Материалы»), которые заполняются или вручную, или в автоматическом режиме по данным спецификации (если ведется справочник спецификаций).
Рис.7
Важно соблюдать соответствие аналитике выпущенной продукции и затрат. Например, если продукция выпущена по номенклатурной группе «Силосование», то и затраты должны быть отнесены на эту номенклатурную группу. Проверить можно по оборотно-сальдовой ведомости по счету 20.01.1(рис.8).
И еще одно замечание – номенклатурные группы для производственных услуг не должны использоваться для выпуска продукции.
Рис.8
Косвенные затраты при расчете себестоимости
Анализ косвенных расходов также проводится по оборотно-сальдовой ведомости 25 и 26 счетов (рис.9).
Рис.9
Закрытие месяца в 1С 8.3 для расчета себестоимости
Итак, все настройки проверены, документы выпуска оформлены, затраты отражены. Можно приступать к расчету себестоимости. Вызываем обработку «Закрытие месяца» (рис.10).
Рис.10
Как видим, программа сама подсказывает последовательность действий. Каждую операцию из списка можно проверить и перепровести вручную. При выполнении каждого пункта программа анализирует корректность ввода, сообщает об ошибках и выдает рекомендации по их устранению.
Как узнать себестоимость товара в 1С
Когда все ошибки исправлены и закрытие месяца успешно выполнено, можно сформировать справку-расчет себестоимости (рис.12). Эта справка, как и другие полезные отчеты, вызывается из раздела «Справки-расчеты» (рис.10).
На этом процесс расчета себестоимости можно считать законченным.
Рис.12
Сложно? Да, на самом деле – нет. Но только при условии, что вы сделаете первоначальные настройки и будете легко делать закрытие счетов. Проблема большинства бухгалтерий сельхозорганизаций при расчете себестоимости состоит во-первых, в неверной первоначальной настройке (о чем я написал выше в статье), а, во-вторых, в неверном отнесении затрат на те или иные номенклатуры каждым конкретным бухгалтером, от чего себестоимость каждого вида продукции может рассчитываться не совсем корректно. Поэтому обязательно проверьте на конец года все эти моменты, а с 2021 года, если вы еще не делали этого, начните с правильной настройки.
Если вы не можете сами – обратитесь к нам, мы подключимся к вашей базе, настроим все дистанционно и можем в дальнейшем контролировать (проверять) процесс отнесения затрат каждым бухгалтером на правильность и корректность. И в конечном итоге вы уже по концу года сможете четко посчитать себестоимость в программе.