НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА: КАК ИЗБЕЖАТЬ И ЧТО ДЕЛАТЬ
- Информация о материале
- Защити предприятие
В последнее время ФНС делает большие доначисления организациям, сельхозпредприятия попали в их число. И уже многие испытали на себе результаты камеральных проверок, а к некоторым «пришла» и выездная. Многие бухгалтеры спрашивают, что делать? Лекарство одно – правильно рассчитывать налоги!
И еще понимать, как вы их рассчитываете, чтобы в дальнейшем защитить свои расчеты. Уже не секрет, что бюджету нужны денежные средства, и налоговые инспекторы будут при неточностях и ошибках сразу наказывать. Практика показала, что, если раньше налоговые инспекторы почти не замечали расчеты сельхозорганизаций, то теперь тщательно будут следить за исчислением налогов.
Статистика ФНС (опубликовано на сайте) показывает, что выездных налоговых проверок стало меньше, но доначисления увеличились, а вот камеральных – стало больше, и доначисления еще больше увеличились.
По итогам камеральных проверок ФНС доначислила 80 млрд рублей, а выездные принесли 229 млрд. руб.
В 2024 году налоговые доначисления бизнесу выросли почти до 310 млрд рублей. В основном это произошло за счет камеральных проверок, а не выездных.
За 10 месяцев 2024 года налоговики провели 3,3 тыс. выездных проверок, по их результатам предпринимателям доначислили почти 229 млрд рублей. Столько должен заплатить бизнес, у которого нашли нарушения по уплате отчислений в бюджет. Камеральных проверок за этот период было 40 млн, налоговики потребовали от бизнеса доплатить 80 млрд рублей. В сумме за 10 месяцев ФНС доначислила 309 млрд. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на статистику ФНС.
Для сравнения в 2023 году сумма была меньше: налоговая доначислила 300 млрд рублей за 10 месяцев, из которых 60 млрд пришлось на камеральные проверки, а 240 — на выездные. Однако в 2022 году общий объем доначислений составлял 593 млрд рублей.
В ФНС считают, что в 2024 году доначисления выросли больше за счет камеральных проверок. Это связывают с тем, что налоговики совершенствуют подходы к проверкам по документам, где в основе — приоритизация рисков. Главная задача инспекторов — оперативно пресечь уклонение от уплаты налогов.
В любом случае сельхозорганизациям не избежать налоговых проверок. И если камеральная (по итогам сданных налоговых деклараций) может быть проведена уже сейчас. К примеру, очень часто когда вы сдаете декларацию по ЕСХН, сразу могут запросить документы и расчеты, подтверждающие правильность рассчитанного налога. И здесь конечно нужно сразу правильно считать налог и делать расшифровку – откуда сумма получается (в этом номере мы еще раз расскажем, какие регистры лучше всего формировать для подтверждения налогооблагаемой суммы), то по выездной тоже вопрос – как не попасть в перечень проверяемых субъектов. В любом случае, если налог рассчитан верно – не страшно.
Но давайте еще раз проговорим, что в перечень проверяемых субъектов по выездной проверке вы попадаете при нарушении (отклонении от установленных нормативов) 12 показателей (приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 (ред. от 05.05.2023)). Но самые основные, на мой взгляд, – 3 из них, по которым собственно программа ФНС и может вас выбрать в число проверяемых. И это:
-
Несоответствие среднеотраслевым показателям налоговой нагрузки
-
Несоответствие среднеотраслевым показателям рентабельности
-
Игнорирование налоговых требований.
Поговорим о первых двух. Почему это важно? Да прежде всего потому, что налоговая нагрузка многих сельхозорганизаций за последнее время снизилась (нет большого финансового результата – нет большой суммы по ЕСХН, также и по НДС) и поэтому государство говорит, что налоговая нагрузка должна увеличиваться, а по факту не всегда это происходит. Также как и показатель рентабельности – как он может увеличиваться и расти, если затраты растут - цены на приобретаемые ТМЦ идет вверх, проценты по кредитам увеличиваются и т.д., а выручка не успевает увеличиваться так, как это идет по затратам, - в итоге падает прибыль, а следовательно и рентабельность. Но давайте обо всем по порядку.
Где смотреть показатели по отраслям
ФНС разместила среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки и рентабельности по видам деятельности за 2023 год (за 2024 года на сегодняшний день еще не опубликованы). Найти их можно на сайте ФНС: nalog.gov.ru > Деятельность > Контрольная работа. Далее в разделе «Выездные проверки» выберите «Концепция системы планирования выездных проверок» – там внизу все показатели. Мы выбрали значения для сельского хозяйства.
Налоговая нагрузка – это отношение суммы налогов и сборов к обороту организации, умноженное на 100 процентов. То есть доля налогов в общей выручке организации. Рентабельность ФНС приводит двух видов: проданных товаров и активов.
Рентабельность проданных товаров, работ, услуг – это отношение финрезультата от продаж к себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг с учетом коммерческих и управленческих расходов. Рентабельность активов – это отношение финрезультата к стоимости активов организации. Для сравнения приведем показатель за прошлые годы.
Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2) |
2023 год |
|
Налоговая нагрузка, % |
Справочно: фискальная нагрузка по СВ, % |
|
ВСЕГО |
12,0 |
3,4 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство - всего |
4,6 |
5,0 |
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях |
3,8 |
4,6 |
лесоводство и лесозаготовки |
11,0 |
10,2 |
рыболовство, рыбоводство |
8,2 |
5,7 |
Обрабатывающие производства - всего |
8,9 |
2,2 |
Установленные среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки и рентабельности в сельском хозяйстве (растениеводство и животноводство) в динамике
Показатель |
2022 год |
2021 год |
2020 год |
Налоговая нагрузка, % |
3,2 |
3,6 |
2,7 |
Рентабельность проданных товаров, работ, услуг, % |
20,0 |
25,3 |
20,8 |
Рентабельность активов, % |
7,4 |
9,4 |
7,8 |
Как посчитать свою налоговую нагрузку
Налоговую нагрузку считают только для организаций на общей системе налогообложения, хотя часто ФНС присылает письма всем хозяйствам даже на ЕСХН. Если нагрузка организации меньше или равна отраслевой, то организация рискует получить вызов на комиссию в инспекцию или выездную проверку. То есть в план проверок первыми попадут те организации, у которых налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли.
Расчет достаточно простой – Налоговая нагрузка определяется как сумма уплаченных налогов, деленная на выручку сельхозорганизации.
В расчет по Критериям отбора надо взять все уплаченные налоги, в том числе НДФЛ. При этом взносы, ввозной НДС и таможенные пошлины не учитываются (письма ФНС от 29.06.2018 № БА-4-1/12589, Минфина от 11.01.2017 № 03-01-15/208).
Как посчитать среднеотраслевые показатели
Для расчета выручки сложите доход от продажи товаров, продукции, работ, услуг с прочими доходами за минусом НДС. Эти сведения возьмите из строк 2110, 2340 отчета о финансовых результатах. Сравните получившийся результат со среднеотраслевым показателем налоговой нагрузки из таблицы ФНС за соответствующий год.
Это две разные методики, поэтому показатели нельзя сравнивать между собой. Так, если делать расчет в калькуляторе ФНС, то НДФЛ не учитывается. А если считать нагрузку, используя Критерии отбора, надо учитывать НДФЛ.
В Критериях отбора для проверок налоговая нагрузка считается с учетом НДФЛ
Пример. Как посчитать налоговую нагрузку на общей системе
Сельхозорганизация занимается растениеводством. По данным строк 2110 и 2340 отчета о финансовых результатах за 2023 год выручка и прочие доходы составили 30 млн руб. без учета НДС. За 2023 год организация заплатила в бюджет:
– НДС – 200 000 руб.;
– налог на прибыль – 120 000 руб.;
– НДФЛ – 2 650 000 руб.;
– налог на имущество – 350 000 руб.;
– транспортный налог – 200 000 руб.
Налоговая нагрузка составила 5,4 процента ((200 000 ₽ + 120 000 ₽ + 650 000 ₽ + 450 000 ₽ + 200 000 ₽) : 30 000 000 ₽ × 100).
Средняя налоговая нагрузка в растениеводстве за 2023 год – 3,8 процента. Значит, у организации за 2023 год нагрузка выше среднего уровня по отрасли. Выездная проверка из-за этого показателя организации не грозит.
В инспекциях программа АИС «Налог-3» автоматически сравнивает налоговую нагрузку организации с показателями среднеотраслевой налоговой нагрузки, которые в нее загружены и часто сельхозоранизации приходит сразу письмо с вопросом – объяснить низкую налоговую назрузку.
Как посчитать и сверить рентабельность
Низкий уровень рентабельности продаж и рентабельности активов тоже может стать основанием для выездной проверки. Особенно опасно, если ваша рентабельность отклоняется от средней более чем на 10 процентов. Налоговики проверяют два вида рентабельности: проданных товаров, (работ, услуг) и активов. Их вы тоже можете рассчитать самостоятельно.
Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности, в процентах
(Приложение № 4 к Приказу ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@)
Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2) |
2023 год |
|
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), %* |
Рентабельность активов, %** |
|
Всего |
13,5 |
7,5 |
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
23,9 |
7,9 |
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях |
22,3 |
8,2 |
лесоводство и лесозаготовки |
отр |
отр |
рыболовство и рыбоводство |
40,9 |
7,4 |
Как видите, среднеотраслевая рентабельность для того, чтобы вы не попали в перечень проверяемых лиц, растет (была 20 процентов, стала 23,9) – и сельхозорганизации все сложнее и сложнее приходится доказывать и отвечать на вопрос – почему же рентабельность уменьшилась?
Кроме налоговой нагрузки и рентабельности, налоговые инспекторы чаще всего обращают внимание на убытки в течение нескольких периодов подряд, значительные суммы вычетов по НДС, низкие зарплаты, непредставление пояснений.
Ну и конечно если вам приходит требование, то ответы на требования налоговых служб обязательны!!! (в списке это 9й критерий, по которому к вам могут прийти с проверкой) - Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности имеет нехорошие последствия.
Игнорирование влечет особое внимание со стороны налоговых органов. Налоговые службы очень часто сейчас задают вопросы, когда возникают те или иные отклонения, вызывают к себе или просто просят дать пояснения, это сегодня нормальная практика.
Что делать, когда приходит требование? Ну во первых, если вызывают – ничего не нужно бояться, налоговые инспекторы такие же люди и общаться с ними нужно уважительно, так как они тоже делают свою работу, но разговаривать нужно с достоинством, не прогибаясь под их давление и желания, находить грамотный компромисс, показывая свою силу - мы тоже знаем нормы Налогового кодекса, мы тоже умеем работать.
Если вас просят письменно пояснить, нужно постараться грамотно ответить, объяснив ситуацию четко и со ссылками на нормы налогового кодекса. Ну к примеру, по вашей декларации к вычету НДС больше чем к уплате или вами ведется работа с самозанятыми.
И вот здесь важный момент - если вы будете полностью подчиняться требованиям инспектора, или делать все наоборот, вопреки выставленным требованиям, то ни к чему хорошему это не приведет. Намного лучше когда инспектор видит ваше понимание и вашу готовность разобраться и помочь ему разобраться в вопросе.
Число выездных проверок в последние годы планомерно снижается и будет снижаться дальше. Но налоговые службы будут выяснять всю информации об организации на основе имеющейся в базах информации.
Налоговики берут курс на обязательное информирование предприятий о рисках. Скрывать ничего не будут. Расскажут даже о тех рисках, которые установили в ходе предпроверочного анализа (ППА). Организациям предложат представить пояснения или уточнить обязательства без штрафов и выездной проверки.
Также инспекторы планируют публиковать в личных кабинетах на сайте ФНС налоговые риски организаций и рекомендации по их устранению. А значит, организации смогут оперативно узнавать о своих слабых местах даже до того, как налоговики запросят пояснения.
В личном кабинете будет вся информация: когда появился риск и когда его сняли по итогам ответа на требование. Так организация точно поймет, устроили инспекторов ее пояснения или нет.
Налоговики продолжают совершенствовать свою систему автоматизации рисков. Полностью автоматизированы риски по НДС, УСН, налогу на имущество юрлиц, частично — по прибыли.
С этого года ФНС планирует автоматизировать риски по НДФЛ, страховым взносам и акцизам. Логику выявления рисков сохранят. Но за счет объединения многих источников информации в одном ресурсе алгоритмы станут более совершенными. Налоговики уже пробуют сверять эти показатели.
Что делать бухгалтеру. Налоговая служба делает упор на добровольное уточнение налоговых обязательств. Действительно, доначисления по выездной проверке могут оказаться значительно больше суммы добровольного уточнения. Но только на это ориентироваться не стоит. Прежде чем принять решение о добровольном уточнении, проанализируйте все факторы, оцените спорную сделку и документы, которыми располагаете. Учитывайте, что добровольную доплату инспекторы могут расценить как признание вины. Поэтому в каких-то случаях лучше занять принципиальную позицию и запастись аргументами в свою пользу. Если согласились убрать вычеты по НДС, решите, стоит ли корректировать расходы по прибыли.
В то же время предполагается, что запрашивать у организаций документы и информацию инспекторы будут все реже, только когда есть реальная необходимость. Количество требований за последний год уже значительно снизилось, как нам объяснили в ФНС. Почему? Да просто многие запросы сейчас бессмысленны: достаточно много сведений инспекторы могут найти сами в аналитических программах, внешних и внутренних источниках информации. Налоговиков нацеливаются на то, чтобы они сокращали список документов в требовании до минимума и делали его максимально конкретным.
Однако даже к более редким запросам на представление документов нужно отнестись предельно внимательно.
Выездной проверки можно избежать, если не игнорировать сообщение ИФНС о возможных нарушениях Налогового кодекса и приглашение в инспекцию для самостоятельного уточнения налоговых обязательств.
Инспекция может прислать приглашение после проверки критериев и до назначения выездной проверки. Если не придете в инспекцию и оставите без ответа запрос, вероятность выездной проверки увеличится (письмо ФНС от 10.03.2021 № СД-19-2/141). Но если в пояснениях указать объективные причины, есть шанс избежать негативных последствий.
Низкую налоговую нагрузку можно объяснить разными причинами. И вы, и инспекторы понимают, что расходы растут и селу не так просто сейчас. Поэтому уменьшение налоговой нагрузки можно объяснить увеличением расходов вследствие роста цен на ТМЦ или покупкой дорогостоящего оборудования, ростом закупочных цен на удобрения, ГСМ и т.д. Из-за появления конкурентов или уменьшения спроса организация могла снизить цены, а в результате у нее снизилась выручка (ранее мы приводили примеры подобных объяснений, здесь пишите все реальные факты и снижение цен на зерно и увеличение материальных затрат и т.д.)
Причины низкой налоговой нагрузки подтвердите документами и своими расчетами.
К примеру - Образец пояснений по поводу снижения налоговой нагрузки
Руководителю ИФНС России № 20 по НСО
от ЗАО «Победа» ИНН 54098123450 /КПП 540901001
В ответ на требование от 17.09.2024 № 08/198 о представлении пояснений в связи с тем, что уровень налоговой нагрузки организации уменьшился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщаем следующее. Основной вид деятельности организации – растениеводство (выращивание многолетних культур). Код ОКВЭД – 01.2.
Главные причины уменьшения налоговой нагрузки – снижение спроса и увеличение расходов. Подробнее снижение показателя объясняется следующими причинами.
1. Рост закупочных цен. С начала 2023 года поставщики удобрений и других материалов повысили цены в среднем на 15–18 процентов.
2. Снижение объемов реализации. Со II квартала 2023 года зафиксировано падение спроса в среднем на 14 процентов. Вследствие чего уменьшились доходы организации.
3. Увеличение транспортных расходов. В сентябре 2023 года истек срок действия договора аренды склада, в котором хранятся материалы. Организация отказалась продлевать договор из-за роста арендной платы и переместила свои складские помещения в другой район. В результате увеличились транспортные расходы.
Дополнительно сообщаем, что в настоящее время организация принимает меры, в результате которых уровень налоговой нагрузки должен восстановиться.
1. Отказ от использования импортных материалов и переход на материалы российского производства.
2. Поиск новых поставщиков, реализующих материалы по более низким ценам. В I квартале 2024 года заключено четыре договора. Среднее снижение закупочных цен составит 9–11 процентов.
3. Активизация договорной работы, поиск новых покупателей. Ожидается повышение спроса и увеличение объема валовой выручки на 14 процентов.
Руководитель организации А.В. Липанов