С 1 января 2017 года страховые взносы были переданы под контроль налоговых органов, о чем мы уже не раз говорили на страницах нашего журнала. И вроде идея хорошая – единый орган, аккумулирующий платежи по всем налогам и контролирующий правильность их начисления и уплаты. Но попытка оптимизировать контроль над уплатой налогов пошла не по плану, и большинство предприятий на себе испытали этот серьезный «переходный» момент.

Казалось бы, что может быть проще – налоговые органы должны получить данные от фондов по каждому плательщику взносов на конец года, и поставить это сальдо по плательщику как начальное, с дальнейшей работой с ним, но даже обычная сверка для большинства организаций «пошла не так».

 

 

Обещали...

Для работодателей не будет никаких изменений из-за смены администратора сбора взносов, кроме упрощения отчетности.  И уже в апреле этого года докладывали «о положительной динамике по сбору взносов: в феврале рост поступлений составил 104,6%, в марте – уже 107,1%.».

Но имеем то, что имеем...

Обещания остались обещаниями. И дело даже не в непродуманной форме РСВ, на которую ругаются все бухгалтеры. Плательщики взносов столкнулись с государственной машиной обмена данными, «безжалостной и беспощадной», перед которой они бессильны. А самое главное – спорить с этой машиной будет себе дороже.

Пенсионный фонд и Фонд социального страхования должны были передать сальдо по счетам организаций, образовавшемся на 1 января 2017 года, причем без учета уплат за 4 квартал 2016 года, произведенным уже по окончании 2016 года, в налоговые органы.

Данные передавались путем их выгрузки из фондов в налоговую инспекцию. И, казалось бы, проблем возникнуть не должно, но в итоге получилось, что ПФР выгрузил одни цифры, а ФНС получила совершенно другие. По данным Пенсионного фонда долгов не было, а в ФНС «вылезли» суммы задолженности перед фондами.  

 

Кто виноват, и что делать?

 

На это вопрос ответ не знает никто. Налоговые инспекции отсылают в отделения ПФ, там разводят руками, показывая документы о том, что долгов у страхователя нет, но эти документы не принимают во внимание инспекции ФНС, и организации ходят по кругу, пытаясь доказать, что они ничего не должны.

Большинство сельхозорганизаций не стали ругаться с налоговыми службами и вынуждено переплатили указанную ФНС сумму страховых взносов для получения субсидий. Однако вернуть или зачесть данную сумму будет разумно, если она составляет не одну тысячу, если меньше – большинство бухгалтеров даже не хотят разбираться.

Уточнить свои налоговые платежи можно по правилам, прописанным в ст. 45 НК РФ. Так, данной нормой установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей не перечисления данного налога в бюджет, он вправе подать в налоговый орган по месту регистрации, заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

С 01.12.2017 вступил в силу Приказ ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579, которым утвержден Порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами.

 

Попробуем далее в статье рассмотреть механизм взаимодействия ИФНС и налогоплательщика в ситуации, когда были обнаружены ошибки в платежном поручении на перечисление налогов в бюджет.

 

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ, в установленный законодательством срок. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом в его адрес требования об уплате налога.

Налогоплательщики должны оформлять расчетные документы на перечисление налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему РФ в соответствии с Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее – Правила № 107н).

Согласно подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.

Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:

– номера счета Федерального казначейства;

–наименования банка получателя, повлекшего не перечисление этой суммы в бюджет.

При этом, если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 030207/1/2145, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@).

Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж.

Пунктом 7 ст. 45 НК РФ установлено: при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей не перечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в инспекцию по месту своего учета заявление о допущенной ошибке. Документ, переданный налоговикам, должен содержать обращение с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению необходимо приложить подтверждающие произведенный платеж документы.

 

А что делать, если все оплачено верно?

 

Если вы уверены в своей правоте и хотите выяснить до конца реальное «переходящее» сальдо, которое не соответствует вашим остаткам вследствие неверного обмена данными фондов с ФНС (к примеру, когда по вашим данным нет никакой задолженности, а данные налоговой инспекции говорят, что есть) рекомендую сделать следующие шаги:

1. Получить от налоговой инспекции, в которой вы состоите на учете, письменную сверку, где будут отражены расхождения с предыдущей сверкой, которую вы наверняка провели по итогам 2016 года, например с ПФР .

2. На основании вышеуказанного письма-ответа из ФНС необходимо запросить движение по счету за 2016 в ПФР, а также письмо о передаче остатка задолженности в налоговый орган.

2.1. Если у вас появились расхождения между данными предыдущей сверки и более актуальной, то вопрос нужно решать с ПФР, где также могли неверно разнести суммы начислений и оплат.

3. Получив ответ от ПФР с актуальным движением по счету и суммой передачи остатков, повторно обратиться ФНС уже с документами, подтверждающими ваши фактические остатки.

 

И важно не забывать о сроках ответа налоговой инспекции на ваши письма.

Подпунктом 4 п.1 ст.32 НК РФ установлено, что налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения.

В настоящее время правила информационной и разъяснительной работы налоговых органов утверждены Приказом МНС России от 10.08.2004 № САЭ-3-27/468@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками».
Согласно данному Регламенту при подаче налогоплательщиком письменного запроса по вопросам действующего законодательства о налогах и сборах налоговые органы должны подготовить ответ в следующие сроки:

- налогоплательщикам - физическим лицам, если не требуется дополнительное изучение и проверка, - не позднее 15 календарных дней от даты регистрации запроса; всем остальным - не позднее 30 календарных дней от даты регистрации запроса (п.4.3.2.3 Регламента).

 

В связи с этим рекомендую всегда осуществлять запрос в ФНС в письменном или электронном виде через специализированное программное обеспечение, при этом сообщить вашему инспектору, который курирует предприятие, об отправке таких писем, что будет способствовать более оперативному ответу.