При проведении выездной налоговой проверки сельскохозяйственного предприятия при спорной ситуации или для выяснения деталей различных сделок инспекторы могут привлечь работника организации для дачи показаний или пояснений. И очень часто данные показания являются основой для принятия решений налоговыми органами. Но не всегда это может рассматриваться в качестве доказательной базы. В рамках данной статьи рассмотрим, в каких случаях допрос работника будет незаконным, а, следовательно, можно попробовать оспорить и итоговые результаты проверки.

Вызов на допрос и проведение допроса

 

Согласно подп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ налоговые инспекторы в рамках выездной налоговой проверки вправе вызвать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проверки. Учитывая формулировку ст. 31 НК РФ, свидетелей чаще всего вызывают на территорию налогового органа. Однако на практике встречаются случаи, когда допрос проводят по месту пребывания свидетеля, например, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в инспекцию. По усмотрению должностного лица налогового органа данное правило также может распространяться и на другие случаи (п. 4 ст. 90 НК РФ).

Вызов свидетеля на территорию инспекции осуществляется повесткой (п. 5.1 Письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837@). Рекомендуемая форма данного документа приведена в приложении к методическим рекомендациям ФНС России по ведению информационного ресурса «Допросы и осмотры» (документ для служебного пользования).

Налоговые инспекторы обязаны указать в повестке основания ее направления, а также время и место проведения допроса.

К сожалению, законодательством РФ не установлены сроки, когда такая повестка считается доставленной или врученной адресату. Поэтому датой получения следует считать день фактического получения документа (по почте либо лично).

Обратите внимание, что работника могут вызвать на допрос только повесткой, которая будет вручена или придет по почте, на телефонные звонки с просьбами явиться в инспекцию можно не реагировать.

То же самое касается дачи показаний и пояснений по телефону. Такая форма взаимоотношений незаконна и недопустима, что не раз подтверждал суд. Если же допрос проводят по месту нахождения работника или организации, то составлять документ о вызове свидетеля не нужно.

ФНС России разъясняет (п. 5.1 Письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837@), что в качестве свидетелей могут привлекаться только лица, не заинтересованные в исходе дела. Если же опрашивают лиц, заведомо заинтересованных (например, генерального и/или финансового директора, главного бухгалтера организации), то протокол допроса может быть квалифицирован как пояснения налогоплательщика (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Одним из главных отличий допроса от дачи пояснений является то, что на допрос должно явиться именно то лицо, чья фамилия указана в повестке. Для дачи пояснений, если получено соответствующее уведомление (форма также установлена ФНС России (приложение № 2 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@)), можно отправить любое должностное лицо или уполномоченного представителя сельхозорганизации, например, юриста, если такой имеется в штате. Вручают уведомление, в отличие от повестки, непосредственно представителю компании лично либо посредством ТКС.

Еще одна тонкость, на которую нужно обратить внимание, это то, что допрашивать как бывших, так и нынешних работников могут только те инспекторы, которые входят в список участников проверки (п. 2 ст. 89 НК РФ). Если же сотрудников допрашивал инспектор, чья фамилия не фигурировала в решении о проведении проверки, протокол допроса считается недействительным.

В допросе также могут участвовать сотрудники органов внутренних дел, включенные в состав проверяющих (подп. 2, 4, 7, 8 Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденнойПриказом МВД России и ФНС России от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347; Постановление Девятого ААС от 22.03.2010 № 09АП-3290/2010, от 18.03.2010 № 09АП-2709/2010).

Допрос не может длиться непрерывно более четырех часов. Продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем на один час для отдыха и принятия пищи. Общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать восьми часов (ст. 187 УПК РФ; ст. 2, п. 3 ст. 33 НК РФ). Поверьте, бывает и такое. Время начала и окончания допроса фиксируют в протоколе.

Обратите внимание, что не могут быть допрошены (п. 2 ст. 90 НК РФ):

  • лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
  • лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц (в частности, нотариус, адвокат, аудитор).

Ответственность лица при допросе и неявке на допрос

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание с него штрафа в размере 1000 рублей (ст. 128 НК РФ). Неправомерный отказ от дачи показаний, а также представление заведомо ложных показаний влечет взыскание штрафа в размере 3000 рублей (ст. 128 НК РФ).

Отказаться от дачи показаний и не быть привлеченным к ответственности работник может только в одном случае: сославшись на Конституцию РФ, положения которой предусматривают, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ).

Инспекторы еще до начала допроса обязаны предупредить об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний. В протоколе делают соответствующую отметку, которую удостоверяют подписью свидетеля (п. 5 ст. 90 НК РФ). Отсутствие подписи может являться поводом для признания протокола недействительным.

Допрос работника во время приостановления налоговой проверки

В период приостановления выездной налоговой проверки прекращаются действия инспекторов по истребованию у организации документов, а также другие действия на ее территории, связанные с проверкой (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Еще в 2013 году Пленум ВАС РФ сделал вывод, что по смыслу п. 9 ст. 89 НК РФ в период приостановления не допускаются получение от организации пояснений и допрос ее сотрудников. Однако этот запрет применим только в случае проведения допроса/получения пояснений на территории организации. Инспекция не лишена возможности проводить допрос или получать пояснения вне территории компании, если они не связаны с истребованием у нее документов (п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Допрос работника после окончания проверки

Если работника допрашивают после окончания проверки, то имеет место нарушение установленного законом порядка сбора доказательств (абз. 2 п. 4 ст. 101, абз. 3 п. 7 ст. 101.4 НК РФ). Полученные таким образом протоколы допроса свидетелей или пояснения не могут быть использованы инспекторами при вынесении решения по проверке.

К такому выводу пришли судьи в нескольких арбитражных округах. Однако если повестка была направлена работнику еще во время проверки, то считается, что инспекторы фактически выполнили требования Налогового кодекса РФ (п. 7 ст. 101.4 НК РФ). Проведение допроса будет являться законным, так как показания получены после окончания проверки по не зависящим от них обстоятельствам. Также допрос будет считаться правомерным в ситуации, когда налоговый орган отправляет поручение о его проведении в стороннюю инспекцию и при этом данный документ датирован периодом проверки.

Советы по поведению на допросе

Очень часто налоговые инспекторы на допросе навязывают свое мнение, то есть просто ищут подтверждения своей правоты, которую не могут найти в документах организации, поэтому метод продавливания очень им свойственен. Кроме того, очень часто налоговые службы навязывают метод дружелюбия, ну типа вот ваш директор делает такую отгрузку, не заботясь об организации, а заботясь лишь о «своем кармане», находят в работнике друга, который тоже, вспомнив, как директор повышал на него голос, начинает наговаривать на предприятие или просто глупо подтверждать мнение налоговиков. А это часто заканчивается плачевно для сельхозорганизаций. Многие работники, не думая, что они сказали, создают такие проблемысельхозорганизации, что потом они могут довести до банкротства. Всегда рекомендую перед дачей показаний провести беседу с работниками и посоветовать им не давать четких прямых ответов, это может создать проблемы организации и им самим. Лучший вариант по любому заданному вопросу – это «не помню», «я не был в курсе данных событий», «я не знаю, для чего это делалось» и тому подобное. Такие ответы не подтверждают правоту выводов налоговых инспекторов и не могут быть доказательствами.