Главный бухгалтер организации является важной фигурой на предприятии, поэтому от его работы зависит многое. Но при важности он еще и несет ответственность за принимаемые им решения или просто бездействие. В данной статье попробуем разобраться со следующими вопросами: при каких обстоятельствах главного бухгалтера не привлекут к ответственности за непредставление информации по запросу налогового органа? Когда бухгалтеры или лица, с которыми заключены договоры об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, будут освобождаться от ответственности за грубые ошибки в учете?

 

Главного бухгалтера могут привлечь к административной ответственности, если в результате неисполнения им обязанностей, возложенных на него трудовым договором или должностной инструкцией, допущены правонарушения, предусмотренные КоАП РФ.

Если в нарушении есть признаки налогового преступления, административное наказание не назначается, а применяется уголовная ответственность (п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, ст. 199, 199.1 УК РФ).

Кроме того, работодатель может привлечь главного бухгалтера, как и любого другого работника, совершившего дисциплинарный проступок или причинившего ущерб организации, к дисциплинарной или материальной ответственности.

 

В Постановлении от 26.04.2019 № 9-АД19-10 ВС РФ поддержал бухгалтера организации, которого хотели привлечь к административной ответственности за непредставление инспекции документов о контрагенте.

Суть дела заключалась в следующем. Налоговый орган предъявил организации требование о представлении информации о сотруднике проверяемого ООО, который ранее работал в организации (контракта, соглашения, приказа о приеме на работу, личной карточки). Требование о представлении документов было получено 21.12.2016, а 09.01.2017 по телекоммуникационным каналам связи было направлено письмо с отказом в подаче документов. 23.10.2017 в отношении главного бухгалтера организации, в служебные обязанности которого входит представление документов по требованию налогового органа, был составлен протокол об административном правонарушении, и его привлекли к ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ. Однако бухгалтер не согласился с таким решением и обратился в суд.

 

Частью 1 ст. 15.6 КоАП РФ для должностных лиц установлена ответственность в виде штрафа в размере от 300 до 500 руб.:

- за непредставление в предусмотренный законодательством срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

- за подачу сведений в неполном объеме или искаженном виде.

 

Мировой суд и вышестоящая судебная инстанция поддержали налоговый орган. Арбитры сослались на норму п. 1 ст. 93.1 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении), согласно которой должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или иных лиц, располагающих документами и информацией, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы.

Осуществляющий контрольные мероприятия налоговый орган направляет поручение об истребовании документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (п. 3, 4, 5 ст. 93.1 НК РФ). В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы, направляет этому лицу требование о представлении документов. Лицо, получившее данное требование, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами.

 

Если истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, в инспекцию следует направить уведомление о невозможности представления в срок документов, после получения которого налоговая инспекция может продлить срок их подачи.

 

В случае отказа от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставления их в установленные сроки это признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

Постановлением мирового судьи, с выводами которого согласились вышестоящие судебные инстанции, бухгалтер признан виновным в совершении административного правонарушения, установленного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

Однако в Решении Арбитражного суда Нижегородской области от 20.03.2018 и Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 по делу № А43-1801/2018 судьи пришли к выводу, что главный бухгалтер организации необоснованно привлечен к административной ответственности по указанной статье. Верховный суд согласился с ними.

Суд отметил: из содержания протокола об административном правонарушении следует, что главному бухгалтеру было вменено в вину совершение административного правонарушения, выразившегося в отказе от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов, необходимых для осуществления налогового контроля.

При этом протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется предъявляемое данному лицу обвинение. Дело об административном правонарушении рассматривается в пределах объема административного правонарушения, указанного в протоколе.

Вместе с тем по результатам рассмотрения дела мировой судья привлек главного бухгалтера к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за нарушение установленного законодательством о налогах и сборах срока представления документов по требованию налогового органа, исходя из того, что отказ в представлении документов был направлен указанным лицом за пределами срока, предусмотренного п. 5 ст. 93.1 НК РФ. Мировой судья оставил без внимания то, что в протоколе об административном правонарушении данному лицу было вменено в вину совершение иного деяния (бухгалтер направил отказ представить документы с нарушением установленного срока, а инспекция оштрафовала его за непредставление документов). Суды не переквалифицировали спор, хотя имели на это право.

 

Обратите внимание! При рассмотрении дела не исключается возможность переквалификации действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности.

 

Из постановления мирового судьи не следовало, что им было переквалифицировано вмененное главному бухгалтеру в вину деяние. Подобное рассмотрение дела не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 24.1 КоАП РФ. Требования этой нормы, как и нормы ст. 26.1 КоАП РФ, не соблюдены мировым судьей, равно как и вышестоящими судебными инстанциями, оставившими принятое мировым судьей решение без изменения, а допущенное им нарушение - без внимания.

При этом нужно отметить, что деяние, описанное в протоколе об административном правонарушении (в отказе от представления в налоговые органы документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля), не может повлечь привлечение главного бухгалтера к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

В ходе производства по делу главный бухгалтер заявил, что у организации не было каких-либо отношений с ООО, истребуемые налоговым органом документы не имеют отношения к финансово-хозяйственной деятельности этого юридического лица, касаются конкретного физического лица, применяются для учета труда внутри организации и никак не могут быть связаны с третьими лицами, в том числе с ООО. Более того, данная информация не могла быть раскрыта без соответствующего согласия указанного физического лица в силу ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Приведенные доводы оставлены судебными инстанциями без должного внимания.

Верховный суд признал существенными следующие факты:

- нет данных о том, что между организацией и ООО существовали финансово-хозяйственные отношения;

- документы (информация), требование о представлении которых предъявлено налоговым органом, касаются трудовых отношений организации и физического лица как работодателя и работника, являются внутренними документами, не имеют отношения к деятельности ООО;

- перечисленные в требовании документы не могут быть признаны документами, которые организация (соответствующее должностное лицо организации) обязана была представить налоговому органу в целях осуществления налогового контроля в отношении проверяемого им налогоплательщика.

При таких обстоятельствах главный бухгалтер был вправе не представлять истребованные налоговым органом документы (информацию).

 

Обратите особое внимание на то, что налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

 

Новые поправки к КоАП РФ:

бухгалтера не будут штрафовать за чужие ошибки

 

9 июня начали действовать поправки, внесенные в КоАП РФ Федеральным законом от 29.05.2019 № 113-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которым ст. 15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» дополнена примечанием 1.1.

Напомним, что за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотрено наложение на должностных лиц штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб. (ч. 1), а за повторное совершение такого правонарушения - наложение штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет (ч. 2).

При этом под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету понимаются (примечание 1 к ст. 15.11 КоАП РФ):

- занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 % вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

- искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 %;

- регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;

- ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

- составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;

- отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторского заключения об отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности обязательно) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Новым примечанием 1.1 к ст. 15.11 КоАП РФ предусмотрено, что административная ответственность за искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности не распространяется на бухгалтеров, а также на тех, с кем заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:

- если искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни;

- если первичные учетные документы не переданы (либо несвоевременно переданы) для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

Пунктом 2 ст. 1.7 КоАП РФ предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, его совершившего, имеет обратную силу. Следовательно, если к 9 июня постановление о назначении административного наказания не было исполнено, штраф не уплачивается.

Административной ответственности за неуплату налогов можно избежать, если подать уточненную декларацию (расчет), доплатить налог и пени (ч. 2 примечания 2 к ст. 15.11 КоАП РФ). При этом надо соблюдать определенные условия представления «уточненки», которые установлены ст. 81 НК РФ для налогоплательщиков и налоговых агентов. Должностные лица также освобождаются от административной ответственности за грубое нарушение требований к бухгалтерской отчетности в случае исправления ошибки (включая представление пересмотренной отчетности) до утверждения отчетности в установленном законодательством порядке.