Федеральным законом от 18.07.2017 № 160-ФЗ введены в учетную практику новые федеральные стандарты бухгалтерского учета, а с 6 августа 2017 года действует новая редакция ПБУ 1/2008 «Учетная политика», согласно которой организация может самостоятельно разрабатывать способ бухгалтерского учета. Остановимся на этом чуть подробнее.

 

Статья 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402ФЗ) определяет следующую структуру нормативных документов (помимо нормативных актов – законов и кодексов), регулирующих сферу бухгалтерского учета (см. схему).

 

Виды нормативных документов,

регулирующих сферу бухгалтерского учета

 

Федеральные

стандарты

Отраслевые стандарты

 

Рекомендации

 

Стандарты экономического субъекта

 

Обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами

   

Применяются в добровольном порядке

 

Применяются только у конкретного субъекта

При этом федеральные стандарты устанавливают как общие требования к бухгалтерскому учету (которые должны применять все экономические субъекты независимо от вида экономической деятельности), так и специальные требования к учету в отдельных отраслях (ч. 3 и 4 ст. 21 Закона № 402ФЗ).

К общим требованиям относятся, в частности:

  • определения и признаки объектов учета, порядок их классификации, условия их принятия к учету и списания в учете;
  • допустимые способы денежного измерения объектов учета;
  • порядок пересчета стоимости объектов учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ;
  • требования к учетной политике (в том числе к определению условий ее изменения), инвентаризации активов и обязательств, документам и документообороту;
  • план счетов и порядок его применения;
  • состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм этой отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
  • условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с настоящим законом.

В свою очередь, особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности устанавливаются отраслевыми стандартами (ч. 5 ст. 21 Закона № 402ФЗ).

На момент введения в действие Закона № 402ФЗ (напомним, он применяется с 1 января 2013 года) не было утверждено ни одного федерального стандарта. Более того, и за прошедшие (с 2013-го) годы не были утверждены эти стандарты. У МФ РФ есть только планы по их утверждению, причем срок их ввода часто переносится.

Очередной перенос сроков введения новых федеральных стандартов был осуществлен недавним Приказом МФ РФ от 07.06.2017 № 85н. В нем приведен предполагаемый график введения в действие федеральных стандартов (см. таблицу).

Рабочее наименование проекта стандарта

Предполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного применения

1

«Запасы»

2019

2

«Нематериальные активы»

2019

3

«Аренда»

2020

4

«Основные средства»

2020

5

«Незавершенные капитальные вложения»

2020

6

«Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты)»

2020

7

«Документы и документооборот в бухгалтерском учете»

2020

8

«Бухгалтерская отчетность»

2020

9

«Некоммерческая дьдеятельность»

2020

10

«Доходы»

2020

11

«Расходы»

2020

12

«Финансовые инструменты»

2021

13

«Добыча полезных ископаемых»

2021

14

«Участие в зависимых организациях и совместная деятельность»

2021

Как мы видим, первый федеральный стандарт планируется ввести в действие только с 2019 года. Значит, при ведении бухгалтерского учета экономическим субъектам, как и прежде, следует руководствоваться правилами, утвержденными ПБУ, вступившими в силу до 1 января 2013 года.

Более того, Федеральным законом от 18.07.2017 № 160ФЗ (далее – Закон № 160ФЗ) эти стандарты признаны федеральными. Соответствующие поправки были внесены в ст. 30 Закона № 402ФЗ, в которой с 19 июля 2017 года появилась новая ч. 1.1, где говорится об этом. В данной части содержится еще и важная оговорка о том, что в отношении таких стандартов не применяется правило о приоритете федеральных стандартов над отраслевыми.

Хочется отметить, что указанные поправки внесены в Закон № 402ФЗ весьма своевременно, поскольку сразу после подписания Президентом РФ Закона № 160ФЗ Минюстом был зарегистрирован Приказ МФ РФ от 28.04.2017 № 69н, внесший ряд существенных поправок в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» (которые организации смогут учесть при составлении учетной политики для целей ведения бухгалтерского учета на 2018 год).

Поэтому с 06.08.2017 действует новая редакция ПБУ 1/2008 «Учетная политика». Согласно п. 7.1 ПБУ 1/2008 в случае, если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, предприятие разрабатывает соответствующий способ, исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом предприятие использует последовательно следующие документы:

  • международные стандарты финансовой отчетности;
  • положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета.

Напомним, что в предыдущей редакции ПБУ 1/2008 МСФО также выступали источником формирования учетной политики предприятия по конкретному вопросу, но не обладали первенством, какое им предоставлено сейчас.

МФ РФ не ограничивает предприятия вышеназванными правами и допускает отступление от правил в исключительных случаях, когда следование требованиям международных и российских стандартов может приводить к недостоверному представлению финансового положения предприятия, финансовых результатов его деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Условия отступления от действующих правил перечислены в п. 7.3 ПБУ 1/2008.

И наконец, в случае несущественности информации (то есть, когда от ее наличия, отсутствия или способа отражения в бухгалтерской отчетности предприятия не зависят экономические решения пользователей этой отчетности) предприятие вправе руководствоваться исключительно требованием рациональности. Отнесение информации к несущественной предприятие осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации.

Какие подходы международных стандартов предприятия могут взять на вооружение при решении проблемы соответствия расходов доходам? Обратимся к правилам отражения расходов в финансовой отчетности.

Международные правила классификации расходов

Согласно п. 99 – 105 МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» предприятие представляет анализ расходов, признанных в составе прибыли или убытка, с использованием классификации, основанной либо на их характере, либо на их назначении в рамках предприятия, в зависимости от того, какой из подходов обеспечивает надежную и более уместную информацию. Классификация расходов по подкатегориям используется для того, чтобы выделить компоненты финансовых результатов, которые могут различаться по периодичности, потенциалу возникновения прибыли или убытка и прогнозируемости.

К примеру, предприятие вправе самостоятельно выбрать, как отражать расходы по госпомощи: в составе расходов по обычным видам деятельности, отдавая приоритет характеру расходов, или в составе прочих расходов, учитывая их назначение. И то, и другое решение с точки зрения МФСО будет правильным. Выплаты социального характера и соответствующие им страховые взносы также по усмотрению предприятия могут быть классифицированы как расходы по обычным видам деятельности, причем не только по их характеру («вознаграждения работникам»), но и по назначению, если будет доказана связь между этими расходами и выручкой от основной деятельности. И так далее.

Таким образом, организации могут в своей деятельности, руководствуясь новой редакцией ПБУ 1/2008 «Учетная политика», определять базовые принципы формирования главного бухгалтерского документа с учетом следующих особенностей:

1. Организациям предоставлено право выбора способов ведения бухгалтерского учета автономно от других юридических лиц.

2. Если компания составляет отчетность по МСФО, то она при формировании учетной политики вправе руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета, исходя из требований МСФО. Однако если способ учета, рекомендованный федеральными стандартами, противоречит МСФО, то организация может этот способ не применять. Компания должна будет в таком случае обосновать, почему способ, предложенный федеральным стандартом, противоречит МСФО.

3. Субъекты, имеющие право применять упрощенные способы бухгалтерского учета, при отсутствии в федеральных стандартах предложений по ведению учета по конкретному вопросу могут формировать учетную политику исходя только из принципа рациональности.

4. В исключительных ситуациях, если применение ПБУ 1/2008 приведет к получению недостоверной информации о финансовом положении субъекта, ему разрешено отступать от правил ПБУ 1/2008 при условии, что будут определены обстоятельства, мешающие использовать это ПБУ, и внедрены альтернативные способы учета, которые не приведут к еще большей недостоверности учета. Организация обязана раскрыть выбранные альтернативные способы учета (в учетной политике и пояснениях к бухгалтерской отчетности).