В последнее время часто бывает так, что сельхозорганизация берет в аренду у физического лица (или юридического лица) автомобиль для использования в своей деятельности. Причем неважно, грузовой это автомобиль или легковой, основной вопрос, который при этом возникает: правомерно ли относить на затраты не только расходы на приобретение ГСМ, но и расходы на ремонт и покупку запасных частей? Какие документы нужно при этом оформить или достаточно ли для этого в договоре аренды прописать обязанность арендатора проводить ремонт автомобиля? Давайте рассмотрим данные вопросы.

Согласно Гражданскому законодательству предусматривается два варианта договора аренды транспортного средства с разным распределением между сторонами обязанностей по несению расходов, связанных с его эксплуатацией.

Это аренда транспортного средства:

  1. без экипажа, когда арендуется только транспортное средство и работник организации управляет арендованным автомобилем,
  2. с экипажем, когда арендуется не просто транспортное средство, но и арендодатель полностью отвечает за автомобиль, так как им будет управлять водитель организации-арендодателя.

В зависимости от того, какой из данных договоров аренды заключен и зависят многие обстоятельства. Давайте их рассмотрим на основании действующего законодательства.

Согласно ст. 642 ГК РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. Обязанности сторон договора по осуществлению расходов, связанных с эксплуатацией транспортного средства, описаны в ст. 644 и 646 ГК РФ:

– арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта. Эта императивная норма, которая не может быть изменена по соглашению сторон, позволяет арендатору признавать расходы на ремонт автомобиля, арендованного у физического лица;

– арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией, если иное не предусмотрено настоящим договором. Таким образом, по умолчанию арендатор несет расходы на оплату ГСМ, иное может быть предусмотрено договором.

Итак, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на оплату ГСМ и учитывает их при налогообложении как при общем режиме, так и при использовании ЕСХН при условии обоснованности таких расходов, наличия связи с деятельностью, направленной на получение дохода, а также документального подтверждения. В эту категорию могут быть включены расходы на мойку автомобиля, балансировку колес, шиномонтаж, стоянку, охрану.

Одновременно затраты на ремонт автомобиля, в том числе на приобретение запасных частей, возложены на арендатора прямым указанием закона. Как правило, это положение дублируется в тексте договора аренды транспортного средства без экипажа. Понятие «расходы на содержание служебного транспорта» (подп. 11 п. 1 ст. 264, подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) достаточно емкое. К примеру, в Постановлении ФАС ЦО от 28.08.2009 по делу № А68-9833/08580/14 суд согласился с налогоплательщиком, признавшим в составе расходов на основании подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ затраты на автостоянку, мойку, ремонт и приобретение запасных частей для автомобиля. Тем не менее чиновники рекомендовали учитывать расходы на ремонт транспортных средств (в том числе на приобретение запчастей) как расходы на ремонт основных средств в силу п. 2 ст. 260, подп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (см., например, Письмо УФНС по г. Москве от 26.08.2011 № 2014/2/083177@). И это логично с учетом разделения расходов на содержание транспортного средства и его поддержание в надлежащем состоянии (проведение ремонта) в ст. 644 и 646 ГК РФ.

Обратим внимание, что в п. 2 ст. 260 НК РФ сказано: расходы на ремонт признаются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено. При этом расходы на ремонт основных средств, не являющихся амортизируемым имуществом в налоговом учете арендодателя (имущество, арендованное у налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, физических лиц и др.), по мнению МФ РФ, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии, что такие расходы обоснованны и документально подтверждены надлежащим образом (Письма МФ РФ от 01.02.2011 № 030306/1/51, от 13.12.2010 № 030306/1/773).

Согласно подп. 3 п. 2 ст. 346.5 НК РФ при исчислении ЕСХН четко определено, что уменьшают налогооблагаемую базу по ЕСХН расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных).

В соответствии со ст. 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и его технической эксплуатации. Правила распределения между сторонами расходов, связанных с эксплуатацией транспортного средства, описаны в ст. 634 и 636 ГК РФ:

– арендодатель (физическое лицо) обязан поддерживать сданное в аренду транспортное средство в надлежащем состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей. Данное правило сформулировано императивно, не допускает установления иного варианта соглашением сторон;

– арендатор (организация) несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе затраты на оплату топлива и других расходуемых в процессе его эксплуатации материалов и на уплату сборов, если иное не предусмотрено договором аренды. Иначе говоря, арендатор (организация) по умолчанию несет затраты на оплату ГСМ и иных расходуемых в процессе эксплуатации транспортного средства материалов.

Таким образом, можно сделать вывод, что расходы на ремонт автомобиля несет арендатор только по договору аренды транспортного средства без экипажа. При заключении договора аренды с экипажем такие расходы должен нести арендодатель, поэтому признание таких расходов может быть очень рискованным при применении ЕСХН. Расходы на ремонт и приобретение запасных частей, осуществленные арендатором, нельзя считать экономически оправданными, так как в силу прямого указания закона они возложены на другую сторону договора.

В то же время, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы на оплату ГСМ и учитывает их при налогообложении при условии обоснованности таких расходов, наличия связи с деятельностью, направленной на получение дохода, а также документального подтверждения. Последнее условие выполняется при обязательном наличии путевых листов, обосновывающих списание ГСМ в соответствии с пробегом.

Ну и имейте в виду, что все, о чем мы сегодня говорили, применимо и в случае аренды автомобилей у юридических лиц. И самое главное смотрите договор аренды и анализируйте его, чтобы его условия соответствовали вашим ожиданиям и не противоречили действующему законодательству.