Деятельность сельскохозяйственных организацийпрактически невозможна без использования земельных участков. Однако земельные участки по разным причинам могут не использоваться в сельскохозяйственной деятельности,что может повлечь за собой штрафы от контролирующих органов и даже изменение ставки по земельному налогу.

 

 

Проверить земельные участки организации могут три органа –Росреестр,Росприроднадзор и Россельхознадзор. В основном частота проверки составляет один раз в три или пять лет в зависимости от категории риска земель.

 

Рассмотрим подробней возможные нарушения и санкции от проверяющих органов:

 

1. Росреестр проверяет законность прав организации на земельный участок(регламент проверок утвержденПриказом Минэкономразвития от 20 июля 2015 г. № 486).

Первое возможное нарушение, за которым последуют санкции – самовольное занятие участка. Не важно, увеличили вы незаконно на несколько гектаров или метров. За такое нарушение предпринимателю – главе хозяйства или руководителю компании (ФЛ – физическим лицам) придется заплатить от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости, но не меньше 20 000 руб.Организациям (ЮЛ – юридическим лицам) – от 2 до 3 процентов, но не меньше 100 000 руб. (ст. 7.1 КоАП РФ).

Второе – использование земли не по назначению (ФЛ от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости, но не меньше 20 000 руб., ЮЛ – от 1,5 до 2 процентов, но не меньше 100 000 руб. (ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ)).

 

2. Росприроднадзорпроверяет,проводит ли хозяйство мероприятия по охране земли, не нарушены ли правила обращения с пестицидами и агрохимикатами, из-за чего нанесен вред земле (регламент проверок утвержден Приказом Минприроды от 29 июня 2012 г. № 191.

При проверках Росприроднадзор штрафует за самовольное перемещение плодородного слоя(ФЛ – на сумму от 5000 до 10 000 руб., ЮЛ – на сумму от 30 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ).) и за уничтожение плодородного слоя или порчу земли (ФЛ на сумму от 10 000 до 30 000 руб. ИП – от 20 000 до 40 000 руб., ЮЛ – на сумму от 40 000 до 80 000 руб.)

 

3. Россельхознадзорпроверяетцелевоеиспользование земель (Перечень признаков неиспользования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369).

Также ведомство проверяет, как хозяйство защищает участок от негативных природных воздействий и сохраняет плодородный слой земли (регламент проверок утв. приказом Минсельхоза от 27 декабря 2016 г. № 591). План проверок можно посмотреть на сайте Генпрокуратуры - proverki.gov.ru.

Чаще всего Россельхознадзор требует штраф за три ошибки:

1) Хозяйство не защитило землю от негативных природных воздействий (ФЛ от 50 000 до 100 000 руб.,ЮЛ - от 400 000 до 700 000 руб. (ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ)).

2) Хозяйство не сохранило плодородный слой земли. Если оно самовольно снимает его или перемещает, за это оштрафуют (ФЛ - от 5000 до 10 000 руб., ЮЛ – на сумму от 30 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ)).

За уничтожение плодородного слоя или порчу земли из-за неправильного обращения с пестицидами и агрохимикатами штрафы за земельные участки еще больше (ФЛ от 10 000 до 30 000 руб., ИП – от 20 000 до 40 000 руб., ЮЛ – от 40 000 до 80 000 руб. Вместо штрафов хозяйству могут приостановить деятельность на 90 суток (ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ).

3) Хозяйство не использует участок для сельхозпроизводства.

Признаки неиспользования земельных участков (дляпризнания неиспользования достаточно одного из них):

  • на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
  • на сенокосах не производится сенокошение;
  • на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;
  • на пастбищах не производится выпас скота;
  • на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
  • свыше 15% площади земельного участка заросло деревьями и (или) кустарниками (на иных видах сельскохозяйственных угодий свыше 30%);
  • свыше 20% площади земельного участка покрыто кочками или заболочено.

     

    Штраф за неиспользование земли зависит от ее кадастровой стоимости и составляет:

  •  от 0,5 до 1,5 процента такой цены, но не менее 50 000 руб. – для ИП и руководителей организаций;
  •  от 2 до 10 процентов, но не меньше 200 000 руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ).

    Однако применить эти санкции проверяющие вправе, только если вы не используете землю больше трех лет подряд (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2016 г. № 20АП-3698/2016). Если участок простаивал меньше года, Россельхознадзор выпишет лишь предупреждение.

     

    Земельный налог. Налоговые последствия

     

    Напоминаем, что налоговой базой по земельному налогу признается кадастровая стоимость земельного участка, определяемая в соответствии с земельным законодательством РФ на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. п. 1, 2 ст. 390, п. 1 ст. 391, п. 1 ст. 393 Налогового кодекса РФ).

    Сумма земельного налога в общем случае исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396 НК РФ).

    Вобщем случае применяется ставка вразмере 1,5%, нодлянекоторых категорий земельных участков она равна 0,3%, втом числе дляземельных участков, отнесенных кземлямсельскохозяйственного назначения иликземлям всоставе зон сельскохозяйственного использования внаселенных пунктах ииспользуемых длясельскохозяйственного производства.

    Земельный налог уплачивается в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, но не ранее предельного срока представления декларации. Декларация по земельному налогу представляется в налоговый орган также по месту нахождения земельного участка не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. п. 1, 3 ст. 397, п. п. 1, 3 ст. 398 НК РФ).

     

    Если земельный участок признан уполномоченным органом (Россельхознадзором) неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, что подтверждается соответствующим документом, то налогообложение в отношении этого участка должно производиться по налоговой ставке, установленной в отношении прочих земель и не превышающей 1,5%, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено, что также должно быть подтверждено соответствующим документом уполномоченного органа (это определено, например, в Письмах МФ РФот 13.10.2017 № 03-05-04-02/67093, от 03.06.2015 № 03-05-04-02/32131, Письме ФНС России от 30.04.2015 № БС-4-11/7562@).

    Налоговым периодом является год (п. 1 ст. 393 НК РФ), следовательно, повышенная налоговая ставка будет применяться весь год, в котором выявлен факт нарушения. Однако, что делать, если нарушение было исправлено в том же налоговом периоде?

    Поданному вопросу вПисьме МФ РФ от23.08.2017 № 03050402/54186отмечается, чтоНКРФ неопределен порядок применения налоговой ставки дляземельного участка, отнесенного кземлям сельскохозяйственного назначения, который неиспользуется длясельскохозяйственного производства, если полномочным органом государственного земельного надзора вналоговом периоде было выявлено правонарушение, связанноеснеиспользованием земельного участка длясельскохозяйственного производства, аналогоплательщиком данное правонарушение было устранено вэтомже налоговом периоде.

    Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. То есть, в случае если контролирующим органом выявлены нарушения в части использования земельного участка по назначению, а налогоплательщиком исправлено правонарушение в том же периоде – применяется пониженная ставка за весь налоговый период.

    Минсельхозом разработан проект закона о том, что ставка будет применяться с точностью до месяца - исчисление суммы налога производится по налоговым ставкам в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ (то есть по ставке для прочих земель), начиная с налогового периода, в котором установлен факт неиспользования таких земельных участков, до месяца, в котором указанное правонарушение устранено.

    Но до тех пор, пока не будет принят данный законопроект, при устранении нарушения в том же периоде весь такой налоговый период можно будет применять пониженную ставку земельного налога.

     

    Изменения в налоговом законодательстве

     

    В соответствии с п. 71ст. 2Федерального закона от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ  внесены изменения в п. 1 ст. 391 НК РФ «Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости».

    В соответствии с п. 72 ст. 2 Федерального закона от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ  внесены изменения в п. 7 ст. 396 НК РФ – «В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 7 настоящей статьи.».

    Указанные изменения вступают в силу с 1 января 2018 года.

     

    Таким образом, Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ внесены следующие изменения в НК РФ: для определения налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости– данные учитываются со дня внесения в ЕГРН новых сведений.

    Кроме того, для расчета налоговой базы применяется коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок имел определенную кадастровую стоимость, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

    Если изменение произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно - за полный месяц принимается месяц изменения кадастровой стоимости.

     

    Например, если новые сведения об изменении кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 10 мая 2018 года, то новая стоимость для расчета налоговой базы будет применяться 8 месяцев из 12, соответственно коэффициент составит 8/12 для расчета по новой кадастровой стоимостии 4/12 для расчета по старой.

     

    Выводы

     

    Исходя из вышеизложенного, сельхозорганизации, не использующие земли по их назначению, должны быть готовы квозможным штрафам от контролирующих органов и повышению ставки по земельному налогу.

    Кроме того, организациям следует следить за изменением кадастровой стоимости в течение налогового периода, так как от момента внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости с 2018 года будет зависеть порядок расчета земельного налога.