Все организации и индивидуальные предприниматели хотя бы раз сталкивались в своей деятельности с контрольными процедурами банков. Вот уже более 15 лет в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения российские банки обязаны осуществлять контроль ряда операций организаций и граждан с денежными средствами или иным имуществом. Уходящий год подготовил нам сюрпризы в виде ужесточения такого контроля в новом 2021 году. Но в то же время в части осуществления кассовых операций сделаны послабления. ЦБ РФ внес поправки в Указание № 3210-У (Указание ЦБ от 05.10.2020 № 5587-У). Упрощены правила выдачи денег под отчет, установлены новые обязанности кассиров при приеме и выдаче денег. Есть и другие поправки. Изменения вступили в силу 30 ноября 2020 года. Рассмотрим по порядку.

Упростили правила оформления подотчета

В заявлении на выдачу денег под отчет теперь не обязательно указывать сумму аванса и срок, на который выдают подотчетные суммы. Также организациям и ИП разрешили оформлять один приказ на несколько выдач наличных денег одному или нескольким работникам. В этом случае нужно указать фамилию, сумму и срок, на который выдают деньги, по каждому работнику. 

Отменили срок для авансового отчета 

Теперь организация или ИП сможет сама устанавливать срок, в который подотчетник должен представить авансовый отчет. Такое правило работодатель прописывает в своих внутренних локальных актах, например, в положении о расчетах с подотчетными лицами. Требования отчитаться по подотчетным суммам в трехдневный срок исключили. 

Ввели новые правила при приеме и выдаче денег

Теперь при приеме наличных денег кассир должен проводить контроль их платежеспособности в соответствии с Указанием ЦБ от 26.12.2006 № 1778-У. Платежеспособные банкноты и монеты кассир обязан принимать. К таковым относят банкноты и монеты, не содержащие признаков подделки, без повреждений или имеющие повреждения следующего характера:

  • банкноты: загрязненные, изношенные, надорванные, имеющие потертости, небольшие отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, оттиски штампов, утратившие углы, края;
  • монеты, имеющие мелкие механические повреждения.

Такие признаки прописаны в пункте 1 Указания ЦБ от 26.12.2006 № 1778-У.

Также запретили кассирам выдавать банкноты, имеющие одно и более из повреждений, указанных в абзацах 6–15 пункта 2.9 положения ЦБ № 630П. Такие банкноты нужно сдать в банк.

Упростили идентификацию получателя наличных

По новым правилам при выдаче денег кассир должен удостовериться, что деньги выдает лицу, указанному в расходном кассовом ордере. При этом исключили требование об обязательной идентификации получателя при помощи документа, удостоверяющего личность. Таким образом, кассир сам принимает решение, какое подтверждение требовать от получателя. 

Другие изменения

Поправки содержат и другие изменения. Перечислим их.

1. Исключили правило об отражении в платежной ведомости депонирования не выданной в срок зарплаты.

2. Прописали требования к автоматическим устройствам для приема и выдачи денег без участия работников (торговым автоматам). Конструкция таких устройств должна соответствовать определенным параметрам:

  • автоматически принимать и выдавать банкноты;
  • уметь распознавать не менее четырех машиночитаемых защитных признаков по всей площади денежного знака. Список признаков приведен в абзацах 14–19 пункта 1.1 положения ЦБ от 29.01.2018 № 630-П.

Принимать в кассу деньги, изъятые из устройства, нужно по приходному кассовому ордеру, а для загрузки автомата нужно оформить расходный кассовый ордер. Это правило применяют уже сейчас, но в указаниях оно было не прописано.

3. Обособленные подразделения, которые не хранят у себя наличные и сдают их в кассу организации, освободили от обязанности вести кассовую книгу.

 

Ну и об ужесточении контроля за наличными…

 

В апреле 2020 года вступили новые правила наличных расчетов между организациями и индивидуальными предпринимателями. Указания Банка России от 09.12.2019 № 5348-У «О правилах наличных расчетов» вступили в силу 27.04.2020 и четко определяют, что наличные расчеты осуществляются только за счет наличных денежных средств, поступивших с расчетного счета организации или индивидуального предпринимателя. Исключение – выручка от продажи товаров (работ или услуг), которая получена в кассу. Но и её можно расходовать только на определенные цели     (абз. 2 п. 1 Указаний № 5348-У):

  • выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера;
  • выплата страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами;
  • выдача наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности;
  • оплата товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
  • выдача наличных денег работникам под отчет;
  • возврат денежных средств за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, не оказанные услуги.

Получается, что все поступающие денежные средства, за исключением выручки, организация или индивидуальный предприниматель не может расходовать, не положив их предварительно на расчетный счет в банке.

Например, обычным организациям нельзя сразу выдать заработную плату из займа, полученного от учредителя наличными в кассу. Необходимо сначала внести его на расчетный счет в банке. Исключение сделано для микрофинансовых организаций, ломбардов или кредитных потребительских кооперативов.

Аналогичные разъяснения в отношении подотчетных сумм дает и Банк России в своём письме от 09.07.2020 № 29-1-1-ОЭ/10561. ЦБ РФ пояснил: неиспользованную часть аванса, которую подотчетное лицо возвращает в кассу, нужно сдать на банковский счет. По экономическому содержанию это не источник поступления денег в кассу, которые можно расходовать без предварительного зачисления на банковский счет.

Учитывая новые требования, выплачивать наличные за аренду земли возможно либо за счет выручки от продажи, либо сняв предварительно деньги с расчетного счета в банке.

Чтобы избежать претензий проверяющих, лучше сдать полученные суммы в банк. Но как правило, суммы очень маленькие и специально их сдавать в банк нецелесообразно. Установленные правила не требуют сдачи наличных в тот же день, когда поступили указанные суммы. Поэтому, например, накопив определенную сумму в кассе, можно сдать в банк наличную выручку вместе с НДФЛ, полученным от «пайщиков».

Хотелось бы также обратить внимание читателей на абзац 4 п. 5 Указаний № 5348-У, который гласит, что указание не распространяется на осуществление платежей в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. А по сути, внесение НДФЛ наличными при выплате дохода в натуральной форме есть ни что иное, как исполнение обязанностей налогового агента. Поскольку п. 9 ст. 226 НК РФ не допускается уплата налога за счет средств налогового агента. А в данной ситуации организация в качестве третьего лица осуществляет уплату НДФЛ за счет денежных средств налогоплательщика, поэтому принятие наличных от физлица не противоречат действующему налоговому законодательству, а именно п. 1 ст. 45 НК РФ. По моему мнению, такой аргумент можно использовать в случае спорной ситуации для обоснованности расхода средств НДФЛ внесенных в кассу.

Но на изменении правил наличных расчетов законодатели не остановились. В июле 2020 года был приняты изменения в Федеральный Закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ), которые вступают в силу с 10 января 2021 года. Внесенные Федеральным Законом от 13.07.2020 № 208-ФЗ поправки к Федеральному закону № 115-ФЗ приводят к тому, что все банковские операции с наличностью будут контролироваться.

Пунктом 1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее. Здесь же приведен конкретный список операций, на которые распространяется это правило.

В частности, в пп. 1 указанного пункта речь идет об операциях с денежными средствами в наличной форме, в том числе в виде снятия со счета или зачисления на счет юридического лица денежных средств в наличной форме. Но до сих пор существовало ограничение: уточнялось, что данная операция контролируется, если она не обусловлена характером хозяйственной деятельности юридического лица.

С 10 января 2021 года такое ограничение будет отменено. То есть обязательному контролю будут подлежать все операции по снятию со счета или зачислению на счет юридического лица денежных средств в наличной форме, если они превышают 600 000 руб.

Из сферы контроля будет исключен обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства (утратит силу абз. 6 пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ). Но это, по большому счету, не имеет значения, ведь такой обмен обязательно сопровождается снятием со счета или зачислением на счет юридического лица денежных средств в наличной форме.

Также в абзаце 5 пп. 3 говорится о контроле в отношении зачисления денежных средств на счет (вклад) или списания денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает 3 месяцев со дня его регистрации, либо зачисления денежных средств на счет (вклад) или списания денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия.

По новому закону банки будут отслеживать только клиентские операции. Что это означает? Обязанность отслеживать операции по снятию со счета или зачислению на счет организации наличных денежных средств в случаях, если это не обусловлено характером ее хозяйственной деятельности, снята. Но это не взывает оптимизма, поскольку новый закон об усилении контроля за финансовыми операциями распространяет свое действие на операции по снятию со счета или зачислению на счет организации наличных денежных средств в любых случаях.

Особые условия установлены и для операций с движимым имуществом. В пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ перечисляются виды сделок с движимым имуществом, которые подлежат обязательному контролю. В этом подпункте речь уже идет об операциях, а не о сделках.

С 2021 года контролируемые операции уже будут включать и выплату юридическому лицу страхового возмещения и получение от него страховой премии. Но на этом контроль в сфере страхования не ограничивается. В Федеральном законе № 115-ФЗ будет ссылка на пп. 1 - 3 п. 1 ст. 32.9 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». В этой статье перечисляются виды страхования и в названных подпунктах обозначены:

- страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события;

- пенсионное страхование:

- страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика.

Вот именно операции в отношении таких видов страхования и будут контролироваться в данном случае.

Контролируется в настоящее время и сделка по получению или предоставлению движимого имущества по договору финансовой аренды (лизинга) (абз. 4 пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ). Но теперь норма будет распространяться только на предоставление движимого имущества по договору финансовой аренды (лизинга).

Отдельные условия установлены и для операций с недвижимостью. Исключение по контролируемой сумме операции с недвижимым имуществом (п. 1.1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ). Обязательный контроль производится, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее.

Но если в настоящее время контролируется с учетом названных сумм сделка с недвижимым имуществом, результатом которой является переход права собственности на такое имущество, то теперь будут контролироваться операции по любой сделке с недвижимым имуществом. Правда, это должны быть именно операции с наличными и (или) безналичными денежными средствами, а иные расчеты, следовательно, контролю теперь подлежать не будут независимо от суммы.

Появятся еще три вида особых операций со своими условиями для обязательного контроля (новые п. 1.6 - 1.8 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ):

- операция по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга) подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее;

- операция почтового перевода денежных средств подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 100 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 руб., или превышает ее;

- операция по возврату неиспользованного остатка денежных средств, внесенных в качестве аванса за услуги связи, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 руб., или превышает ее.

Сведения обо всех таких операциях банки будут направлять в Росфинмониторинг. В рамках обязательного контроля банки будут запрашивать пояснения о целях совершения той или иной операции, источника происхождения денежных средств, операция с которыми подлежит обязательному контролю. Кроме того, банки должны проверять операции на признаки сомнительности. Для этого в каждой кредитной организации есть свои критерии и правила внутреннего контроля. 

ЦБ РФ разработал новые критерии сомнительных схем. Так, в приложении 1 к Положению ЦБ № 375-П содержится более 100 признаков сомнительных операций. При «выполнении» некоторых банк может приостановить или отказать в проведении транзакций и даже расторгнуть договор с клиентом. Этот перечень тоже сократили. В частности, убрали такие критерии, как пренебрежение выгодными условиями сделки и поспешность клиента. Но добавили новые, которые соответствуют современным реалиям:

- выплаты по исполнительным листам;

- оборот цифровых финансовых активов. Это, цифровые аналоги долговых расписок, облигаций и прав участия в капитале;

- использование цифровых валют - биткоин.

Такие изменения вступят в силу 1 апреля 2021 года.

Фактически при каждом снятии большой суммы банки могут запросить пояснения о назначении таких сумм. На практике в некоторых банках уже сейчас просят пояснения, даже когда снимают наличными суммы меньше 600 тыс. руб., если у банка возникают подозрения в незаконном обналичивании денег. При этом каждый банк вправе устанавливать свои признаки подозрительности операций. Поэтому бухгалтеру нужно быть готовым, что на каждое снятие крупной суммы наличных придется составлять пояснение и предоставлять документы для оправдания этой операции.

Если банк заподозрит, что операции клиентов направлены на легализацию преступных доходов или финансирование терроризма, банк будет обязан сообщать в Росфинмониторинг не только о самих операциях, но и о других действиях клиента, которые связаны с этими операциями, а также раскроют всю имеющуюся информацию о бенефициарах сделки или перевода. Такие же сведения будут подавать и другие организации, на которые возложили контроль (страховщики, организаторы азартных игр, МФО). Данная поправка вступит в силу с 1 марта 2022 года.

Появится новое основание для подозрения клиента в сомнительной операции. Отказ от взаимодействия с банком со стороны клиента будет поводом для подозрения в недобросовестности клиента, если, по мнению банка, причиной таких действий послужил внутренний контроль банка. Например, отказ клиента открыть счет или самостоятельное закрытие счета клиентом по причине, что банк в связи с правилами внутреннего контроля запросил у клиента какие-либо сведения. Информацию о таких действиях клиента направят в Росфинмониторинг.

Но в тоже время банки будут обязаны уведомлять своих клиентов о причинах блокировки счетов по подозрительным операциям. Для клиентов банков знание точной причины блокировки счетов упростит процедуру обжалования решения банка. Клиент вправе будет оспорить в судебном порядке отказ банка открыть счет или расторжение банком договора банковского счета в связи с подозрением в отмывании доходов. В случае положительного решения суда банк обязан будет направить в Росфинмониторинг сведения об отмене судом решения банка не позднее одного рабочего дня после вступления в силу решения суда. С этого дня клиент должен быть исключен из черного списка по данному основанию. Сейчас таких правил в Федеральном законе № 115-ФЗ нет.

Банк не сможет отказывать в проведении операции, если клиент не представил какой-либо документ. Это касается только тех операций, по которым банк не установил признаков подозрительности. Сейчас банк имеет право отказаться выполнять распоряжения клиента и даже заблокировать его счет, если у организации или ИП не хватает каких-либо запрашиваемых документов. Причем банк вправе делать это без объяснения причин и даже по тем операциям, которые не подпадают под признаки подозрительности. Если же банк присвоил операции статус с повышенным риском, то отказывать в проведении операции будут по-прежнему независимо от того, представлены документы или нет. 

Черный список не будет основанием для отказа в открытии счета. Клиент, которого внесли в черный список, может обратиться в другой банк, чтобы открыть счет. Банк не вправе отказать в открытии счета только из-за того, что организация или ИП уже внесена в черный список из-за отказа в обслуживании другим банком. Сейчас информация ЦБ РФ о черном списке организаций и ИП является основанием для подозрения клиента в недобросовестности и приводит к отказу в открытии счета в другом банке.