Рубрикатор
+

Выбранный список: Избранное

Еще нет избранных материалов

Подключить Премиум

1. Добрый день, уважаемый аудиторы! Мы платим ЕСХН и столкнулись вот с какой проблемой - давно арендуем муниципальные земли и никогда вопроса по НДС не возникало. Но на днях налоговая инспекция запросила у нас декларации по НДС по аренде муниципальной земли. Должна ли организация – плательщик ЕСХН подавать декларацию по НДС в части аренды земельных участков, принадлежащих муниципалитету?

Заранее благодарю. Спицина С.Н.

Главный бухгалтер ООО «ОПХ Морозово»

 

Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества арендаторы указанного имущества признаются налоговыми агентами.

При этом в соответствии с подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены операции по реализации услуг, оказываемых государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам прав, за которые взимаются пошлины и сборы, в том числе платежи в бюджет за право пользования природными ресурсами.

В связи с этим арендные платежи за право пользования земельными участками налогом на добавленную стоимость не облагаются.

До 2014 г. при аренде муниципальных земельных участков надо было выставлять счет-фактуру в одном экземпляре с отметкой «Без налога (НДС)» (п. 3, 5 ст. 168 НК РФ). Если арендатор-спецрежимник не делал этого, то налоговая инспекция при выездной проверке может оштрафовать его за отсутствие счетов-фактур - это является грубым нарушением правил учета объектов налогообложения (п.1, 3 ст. 120 НК РФ). Если требуемых счетов-фактур не оказалось более чем за один квартал, штраф ждет немаленький - 30 тыс. руб. (п. 2 ст. 120 НК РФ).

Налоговой проверкой могут быть охвачены 3 календарных года, предшествующие году, в котором инспекцией вынесено решение о проведении проверки. Если в 2011 - 2013 гг. при аренде муниципальной земли вы не составляли счета-фактуры с отметкой «без НДС», то лучше заполнить их и зарегистрировать в журнале учета сейчас (но прошлыми периодами).

Также надо было сдавать в инспекцию декларации по НДС по итогам каждого квартала, до 2014 г. штрафы за несдачу в срок деклараций распространялись только на налогоплательщиков, а не на налоговых агентов. Поэтому инспекция могла оштрафовать налогового агента лишь на 200 руб. за каждую несданную декларацию (п.1 ст. 126 НК РФ).

С 01.01.2014 при совершении операций, которые не облагаются НДС согласно ст. 149 НК РФ, не нужно выставлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Соответствующие изменения внесены в п. 5 ст. 168 и п. 3 ст. 169 НК РФ Федеральным законом от 28.12.2013 № 420-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую Налогового НК РФ Российской Федерации». Данный порядок распространяется и на налоговых агентов (п. 3 ст. 168 НК РФ).

Отмена обязанности по составлению счетов-фактур не означает отмены обязанности по представлению декларации по НДС налоговыми агентами, даже если у них были только необлагаемые НДС операции. Для налоговых агентов сделано лишь послабление относительно формы подачи декларации: ее можно сдать в бумажном, а не в электронном виде (п. 5 ст. 174 НК РФ, аналогичная точка зрения высказана в Письме ФНС России от 26.02.2014 № ГД-3-3/780@ в отношении представления налоговой декларации по НДС индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН и являющимся налоговым агентом по НДС).

Таким образом, в рассматриваемом случае организация - плательщик ЕСХН, арендующая земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, обязана подавать налоговую декларацию по НДС.

Если до 01.01.2014 г. штраф по статье 119 НК РФ не распространялся на налоговых агентов, то в связи с внесенными изменениями за несвоевременную подачу деклараций (в том числе и по НДС) налоговый штраф распространяется с 2014 г. не только на налогоплательщиков, но и на налоговых агентов (п. 13 ст. 10, п. 3 ст. 24 Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»).

Таким образом, в данной ситуации организация при непредставлении налоговой декларации по НДС в установленный законом срок может быть привлечена к налоговой ответственности в размере 1000 руб., так как налог в бюджет перечислять не требуется (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Кроме того, нарушение установленных сроков представления налоговой декларации влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП).

 

2. В 2014 г. наша организация применяла ЕСХН. С 2015 г. мы перешли на общую систему налогообложения. На 01.01.2015 числится кредиторская задолженность перед поставщиками (работают с НДС) по услугам (работам), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении ЕСХН:

1) на электроэнергию;

2) на капитальный ремонт помещения;

3) на лизинговые платежи.

Вправе ли организация принять к вычету сумму НДС по данным расходам в 2015 г.?

 Заранее благодарю. Спицина С.Н.

Главный бухгалтер ООО «ОПХ Морозово»

 

В соответствии с гл. 26.1 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применявшие ЕСХН, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему ЕСХН, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении ЕСХН, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ для налогоплательщиков НДС.

Правила применения налоговых вычетов по НДС установлены п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ, согласно которым право на вычет возникает при одновременном выполнении следующих условий:

- товары (работы, услуги), имущественные права приобретены для осуществления операций, подлежащих обложению НДС;

- у налогоплательщика имеется счет-фактура, выставленный продавцом;

- товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет.

Следовательно, для правомерного применения вычета сумм «входного» НДС по работам и услугам, приобретенным в периоде применения ЕСХН, помимо того, что соответствующие расходы не должны учитываться при налогообложении по ЕСХН, обязательным условием является их использование в операциях, облагаемых НДС, то есть в периоде применения общего режима налогообложения.

Такой же подход изложен в Письмах ФНС России от 16.03.2015 № ГД-4-3/4136@ и МФ РФ от 29.12.2012 № 03-07-11/563, от 15.03.2011 № 03-07-11/53, от 17.03.2010 № 03-11-06/2/36 (п. 2).

В данном случае необходимо отметить, что услуги потребляются (используются) непосредственно в момент их приобретения.

Поэтому условия для применения вычета по НДС не выполняются и, как следствие, право на вычет у налогоплательщика по работам и услугам, приобретенным в периоде применения ЕСХН, отсутствует.

С учетом вышеизложенного полагаем, что бесспорные основания для применения вычетов по НДС по перечисленным в вопросе работам и услугам в данном случае у налогоплательщика вряд ли имеются.

Суммы «входного» НДС в таком случае на основании подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ включаются в стоимость приобретенных работ и услуг, которая учитывается в составе расходов при налогообложении прибыли по методу начисления.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Задайте свой вопрос

Мнения подписчиков