Ну что, уважаемые товарищи, это свершилось! Наконец-то, после долгих раздумий, обсуждений и колебаний со стороны законодателей был принят Федеральный закон № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», 27 ноября 2017 года Президент РФ подписал этот Закон, а это означает, что он уже вступил в силу.

 

 

Полный текст Закона составляет более 120 страниц, и он действительно вносит очень много новшеств, но основное изменение следующее: ст. 145 п. 1 (статью, касающуюся освобождения от уплаты НДС) дополнить абзацем следующего содержания:

«Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, при условии, что указанные лица переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога и реализуют право, предусмотренное настоящим абзацем, в одном и том же календарном году либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога не превысила в совокупности:

100 миллионов рублей за 2018 год,

90 миллионов рублей за 2019 год,

80 миллионов рублей за 2020 год,

70 миллионов рублей за 2021 год,

60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.»

 

Таким образом, если за 2018 год доход от реализации товаров (работ, услуг) вашей организации превысит 100 млн руб., вы обязаны будете, наряду с исчислением ЕСХН, начислять и уплачивать НДС. Далее уточнен порядок освобождения от НДС:

«Лица, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление в налоговый орган по месту своего учета.»

«Указанные документы и (или) уведомление представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.».

Далее внесены следующие изменения:

«…Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), воспользовавшиеся правом на освобождение, не вправе отказаться от права на освобождение в дальнейшем, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.»

А п. 5 изложить в следующей редакции:

«5…Если в течение налогового периода по единому сельскохозяйственному налогу у организации или индивидуального предпринимателя, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и использующих право на освобождение, сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога превысила размер, установленный в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, такая организация или индивидуальный предприниматель начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, утрачивают право на освобождение. Организации и индивидуальные предприниматели, утратившие право на освобождение, не имеют права на повторное освобождение.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке…»

Таким образом, сельскохозяйственная организация может не начислять НДС до того месяца, в котором сумма дохода от реализации не превысила нарастающим итогом установленного порога (на 2018 год это 100 млн руб.). В том месяце, когда доход от реализации становится выше порогового значения, организация начинает исчислять НДС. Причем, если право на освобождение от НДС потеряно, то оно не восстанавливается в дальнейшем, то есть организация становится полноправным плательщиком НДС.

Обратите внимание, что данная норма начинает действовать с 1 января 2019 года, то есть у сельхозтоваропроизводителя еще есть год, чтобы подготовиться к данному изменению.

 

Напомню, что идея ввести НДС для плательщиков ЕСХН обсуждалась активно и два года назад и год назад, при этом обсуждались различные варианты. Но это все в прошлом, сегодня данную норму приходится принимать как свершившийся факт.

Почему возник данный вопрос?

С введением в действие Единого сельхозналога в обороте сельхозпродукции была прервана цепочка последовательной уплаты и вычетов НДС, что очень сильно повлияло и на сельхозпредприятия, и на переработчиков сельхозпродукции, и на торговые сети. Ну, представьте, переработчик (молзавод, мясокомбинат и т.д.), закупая у плательщика ЕСХН – сельхозпредприятия продукцию, не может принимать НДС к вычету, а с реализации своей готовой продукции уплачивает НДС в бюджет по ставке 10 процентов, то есть фактически переработчик теряет эти 10 процентов, уплачивая их в бюджет. Поэтому многие переработчики искали различные пути выхода из этой ситуации (брали посредников, уменьшали цену закупа продукции у сельхозорганизации). Аналогичная ситуация и с розничными сетями. Приходит сельхозпредприятие к ним со своей продукцией, а им в ответ - «вы неплательщик НДС, следовательно, при закупе вашей продукции к вычету мы взять НДС не можем, и зачем нам такая продукция, которую мы вынуждены будем продавать дороже обычного?»

В итоге получался замкнутый круг – с одной стороны, все говорят о том, что надо поддерживать отечественного сельхозтоваропроизводителя, закупая только у него продукцию, но реально ни переработчики, ни магазины не хотят этого делать. В общем, придумали красивое слово «импортозамещение», и как в КВНе - а что это значит? Ну, пока только слово придумали.

Поэтому принятие данного Закона в целом, конечно же, позиционируется как благо и помощь.

Кто будет в «выигрыше»:

- сельхозтоваропроизводители, которые станут уплачивать НДС наряду с ЕСХН: возможно увеличение стоимости реализуемой продукции (хотя не факт);

- переработчики сельхозпродукции (так как смогут теперь НДС принимать к вычету).

Кто потеряет:

- сельскохозяйственные потребительские кооперативы, которые если раньше, закупая продукцию у ЛПХ и фермеров, могли реализовывать ее без НДС, то теперь будут начислять суммы НДС, при этом к вычету брать не смогут, и будут вынуждены либо увеличивать цену своей продукции, либо терпеть убытки в виде начисляемого НДС.

 

Но есть еще одно огромное «НО». Все дело в том, что за эти годы, а ведь прошло уже 15 лет (ЕСХН был введен в 2003 году), большинство сельхозтоваропроизводителей уже приспособились к этой системе: продукция продается в большей части посредникам (поэтому в цене никто ничего не теряет), большинство магазинов напрямую как не брали продукцию, так и не будут брать, что с НДС, что без НДС (потому что, кроме этого нужно выполнить массу условий, например, упаковка и т.д.), а еще есть очень важный нюанс для организации – рассчитывать ЕСХН научилось большинство бухгалтеров. Причем нужно понимать, что система налогообложения в виде ЕСХН является, по сути, упрощенной (льготной) системой для сельхозтоваропроизводителя. Сам налог к уплате возникает очень редко, поэтому многие уже забыли, что такое налоговые проверки и жесткий налоговый контроль. В большинстве случаев организации отвечали на присылаемые налоговыми органами письма, требования и запросы. Поэтому с введением ЕСХН налоговые органы отвлеклись от сельхозорганизаций, и дали им «подышать». А вот с НДС это не пройдет.

НДС нашей налоговой системой теперь контролируется от и до. Во-первых, все плательщики НДС должны с недавнего времени сдавать в налоговую инспекцию в электронном виде книгу покупок и продаж, в которые заносятся все данные и суммы по принимаемым счетам-фактурам поставщиков и выписанные счета-фактуры покупателям. А это значит, что плательщики НДС должны вести бухгалтерский и налоговый учет автоматизированным способом, то есть с использованием какой-то бухгалтерской программы (чаще это «1С: Сельхозпредприятие»). Все ли сельхозорганизации автоматизировали свой бухгалтерский учет? Все ли сегодня используют бухгалтерские программы и ведут в них все участки учета? Очевидно, что нет, примерно половина сельхозорганизаций, подпадающих под действие данного закона, еще не автоматизировались.

Во-вторых, да если и автоматизируются, то организации должны будут четко и досконально вести учет приходящих к ним счетов-фактур от поставщиков и проводить проверку этих поставщиков, собирая по каждому досье. Ведь в том случае, если поставщик будет признан «однодневкой» (электронная система не увидит, что счет-фактура, по которому вы приняли НДС к вычету, поставщик провел и уплатил сумму налога), к вашей организации будет много вопросов. А если в общем итоге по декларации за налоговый период у вас получится сумма НДС к возмещению (то есть бюджет вам должен будет вернуть сумму), то ждите тотального налогового контроля.

Поэтому, прежде чем уплачивать сумму НДС наряду с ЕСХН, нужно досконально настроить систему учета и налогообложения на предприятии, что является на сегодняшний момент для хозяйств огромной проблемой просто исходя из того, что не так много молодых кадров, желающих у нас работать в деревне и внедрять автоматизацию.

 

Кроме всего вышеизложенного, рассматриваемый Закон вносит много иных изменений. Остановимся на некоторых из них. Теперь нельзя будет принимать к вычету НДС по активам, приобретенным за счет субсидий, раньше это разрешалось.

Изменения в ст. 170 НК РФ говорят об этом прямым текстом: «2.1. В случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.

Положения настоящего пункта применяются также при проведении капитального строительства и (или) приобретения недвижимого имущества за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц.

При получении субсидий и (или) бюджетных инвестиций в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий и (или) бюджетных инвестиций.

Суммы налога, указанные в абзаце первом настоящего пункта, включаются в расходы при исчислении налога на прибыль организаций при условии, что расходы на приобретение товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, учитываются в расходах (в том числе через начисленную амортизацию) при исчислении налога на прибыль организаций и при условии ведения раздельного учета.

При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета суммы налога по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, в расходы при исчислении налога на прибыль организаций не включаются.»;

 

Внесены изменения и непосредственно в гл. 26 НК РФ:

 пункт 3 статьи 346.1 изложить в следующей редакции:

«3. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 16, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями).

Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией ..Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах….».

Обратите внимание, что от налога на имущество для плательщиков ЕСХН освобождается теперь только имущество, используемое при производстве сельскохозяйственной продукции, если имущество не участвует в производстве и переработке сельхозпродукции (например, здания домов, магазинов, котельных, детских садов и т.д.).

 

Также обратите внимание, что если организация еще не применяла ЕСХН, но хочет его применять, то это становится очень проблематично, ведь теперь нужно восстанавливать суммы НДС по основным средствам. Пункт 58 Закона гласит:

пункт 8 статьи 346.3 НК РФ признать утратившим силу

А ведь именно в этом пункте было указано следующее:

«8. Суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету сельскохозяйственными товаропроизводителями в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса, до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по налогу на добавленную стоимость, при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат...»

 

Кроме того, согласно п. 59 Закона - подпункт 8 пункта 2 статьи 346.5 признать утратившим силу.

Данным пунктом признавались расходом для исчисления ЕСХН суммы НДС, было указано, что уменьшают налоговую базу по ЕСХН:

8) суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным и оплаченным налогоплательщиком товарам (работам, услугам), расходы на приобретение (оплату) которых подлежат включению в состав расходов в соответствии с настоящей статьей.

 

Очевидно, что теперь плательщики ЕСХН не смогут этого делать. То есть, получая счет-фактуру от поставщика товаров (работ, услуг), в расходы включаются лишь суммы «за вычетом» НДС, а не итоговая сумма, указанная в документе. Как это на практике учитывать раздельно – вопрос. Очевидно, даже будучи еще неплательщиком НДС, плательщик ЕСХН будет учитывать данные суммы НДС на отдельных счетах (например, на 19), без включения их в расходы для исчисления ЕСХН (но об этом подробнее – в следующем номере журнала).

 

Также статьей 8 данного Закона определено следующее:

..4. Суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, применяющему систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные им при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, которые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов.

 

Теперь очень важный и волнующий всех вопрос – когда данные изменения вступают в силу?

Статьей 9 данного Закона предусмотрено, что «настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу». А далее идет перечень тех статей и пунктов, которые вступают в силу в ином порядке или в другое время.

И в п. 5 ст. 9 определено, что «пункты 7 и 8 статьи 1, пункт 1, подпункт "б" пункта 2, подпункт "а" пункта 5, абзац второй подпункта "в" пункта 12, подпункт "а" пункта 13, пункт 14, подпункты "а" и "б" пункта 17, пункты 58 и 59 статьи 2, пункты 2, 3, 4, 5 и 12 части 1 статьи 7, часть 4 статьи 8 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2019 года».

 

Таким образом, большинство изменений, связанных с совмещением ЕСХН и НДС, вступит в силу с 1 января 2019 года.

 

В заключении хочется сказать уважаемым бухгалтерам – «Крепитесь, дорогие коллеги, заботы и работы уж точно этот Закон не убавит». Поэтому поживем – увидим, что данный Закон даст сельхозтоваропроизводителям: проблемы или решения этих проблем? И очень надеюсь, чтобы не произошло в очередной раз, что «хотели как лучше, а получилось, как всегда».