Ваше сельскохозяйственное предприятие провело спецоценку, при этом возникло множество вопросов, к примеру: как быть, если должность названа в списке производств, цехов и должностей, работа в которых дает право на сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск, а по результатам спецоценки условия труда на этой должности признаны допустимыми? Как понизить гарантии и компенсации? Какие документы оформить? Давайте будем разбираться в данной статье.

 

 

С момента вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» большинство компаний, в которых имеются вредные условия труда, провели спецоценку, как предписано законом. Однако в итоге часто получается так, что, например, по результатам аттестации условия были вредными с подклассом 3.3, а после спецоценки этим местам присваивается подкласс 3.2, либо условия труда вовсе признаются допустимыми.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426 ФЗ о спецоценке условия труда по степени вредности и (или) опасности делятся на четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные. С оптимальными и допустимыми все ясно – никаких гарантий и компенсаций при таких условиях не полагается. А вот если на рабочих местах условия труда отнесены к 3 му или 4 му классу вредности, работодатель обязан предоставлять гарантии и компенсации. Для наглядности покажем их в таблице.

 

Гарантии и компенсации при работе во вредных и опасных условиях труда

Гарантии и компенсации по трудовому кодексу    Классы и подклассы условий труда по результатам спецоценки труда

    3.1    3.2    3.3    3.4    4

Сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 36 часов в неделю, ст. 92 ТК РФ)    -    -    +    +    +

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (не менее 7 календарных дней, ст. 117 ТК РФ)    -    +    +    +    +

Повышенный размер оплаты труда (не менее 4 % тарифной ставки (оклада), ст. 147 ТК РФ)    +    +    +    +    +

Бесплатная выдача средств индивидуальной защиты (ст. 221,222 ТК РФ)    +    +    +    +    +

Бесплатная выдача молока и других равноценных пищевых продуктов (ст. 222 ТК РФ)    +*    +*    +*    +*    +*

* Если в отчете о спецоценке указано, что работник контактирует с веществами из приложения 3 к приказу Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н.

Как понизить доплату после спецоценки

 

Предположим, по результатам спецоценки установленный класс вредности условий труда изменяется (чаще всего он меняется в лучшую сторону), например, по итогам аттестации был класс 3.2, а по результатам спецоценки стал 3.1. Иногда это происходит из за смены методики оценки условий труда. В таком случае в силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421 ФЗ нельзя отменять гарантии работникам – они не должны страдать из за разницы методик. А вот если условия труда действительно улучшились и стали более безопасными, объем гарантий можно сократить на вполне законных основаниях.

Итак, если по результатам спецоценки условия труда улучшились (из за модернизации или закупки нового оборудования и прочих процедур) и класс вредности снизился или же условия труда вовсе признаны допустимыми, необходимо:

- довести это до сведения работника;

- внести изменения в трудовой договор;

- прекратить предоставлять гарантии и компенсации, не полагающиеся работнику.

С результатами спецоценки работодатель должен ознакомить работника в письменной форме (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона о спецоценке).

Ознакомление работников работодатель обеспечивает в течение 30 календарных дней (исключая периоды болезни, командировки, отпуска, междувахтового отпуска) с момента утверждения отчета о специальной оценке условий труда комиссией работодателя (ч. 5 ст. 15 Закона о спецоценке).

 

Пример 1. Новые условия в трудовом договоре с работником

По результатам аттестации 2014 года условиям труда на рабочем месте Иванову К.О. присвоен подкласс 3.3. По трудовому договору от 11.09.2011 № 11091-тд работнику положены:

- доплата за вредность в размере 13 % (п. 3.2 договора);

- сокращенное рабочее время — 36 ч в неделю (п. 4.1 договора);

- дополнительный отпуск — 10 календарных дней за рабочий год (п. 4.3 договора).

В 2016 годах компания модернизировала оборудование в цехе, где работает Иванов К.О. В 2017 году компания провела спецоценку. Исследования показали, что условия труда на рабочем месте Иванова К.О. соответствуют подклассу 3.1 (отчет от 20 сентября 2017 года). По коллективному договору размер доплаты за вредность при классе 3.1 составляет 10 %.

 

Действия работодателя

Дополнительным соглашением заменили прежние пункты трудового договора от 11.09.2011 № 11091-тд новыми:

- п. 1.4 — про условия труда подкласса 3.1;

- п. 3.2 — доплату за вредность в размере 10 %;

- п. 4.1 — продолжительность рабочего времени 40 ч в неделю.

Пункт 4.3 о дополнительном отпуске отменили (образец ниже).

Оплачивайте работу по-новому с момента вступления дополнительного соглашения в силу.

 

Расчет дней дополнительного отпуска после спецоценки

 

Работник имеет право на дополнительный оплачиваемый отпуск только за время, которое он фактически отработал во вредных условиях (ст. 121 ТК РФ). Если по результатам спецоценки он утратил право на отпуск, рассчитайте, сколько дней «вредного» отпуска он заработал.

 

Пример 2. Расчет количества дней отпуска за вредность после его отмены

Продолжим пример 1. Дополнительным соглашением компания внесла изменения в трудовой договор с Ивановым К.О. Соглашение вступило в силу 21 сентября 2017 года. Оклад работника — 16 000 руб. в месяц.

Согласно прежней редакции трудового договора с сотрудником, которая действовала с 1 по 20 сентября, Иванову К.О. положено 10 календарных дней дополнительного оплачиваемого отпуска за каждый год работы во вредных условиях труда.

Очередной рабочий год Иванова К.О. начался 6 марта 2017 года. За предыдущие рабочие годы он отгулял дополнительный оплачиваемый отпуск.

Надо рассчитать, сколько дней отпуска сотрудник заработал за работу во вредных условиях труда до изменения подкласса вредности.

 

Решение

Бухгалтер определил среднемесячное число рабочих дней по формуле на - 20,58 (247 раб. дн. / 12 мес.), где

247 дней – число рабочих дней в текущем году по производственному календарю по графику 5-дневной рабочей недели

Число полных месяцев, которые Иванов К.О. отработал во вредных условиях труда, составило 8,41 (173 раб. дн. / 20,58 раб. дн.), где

173 раб. дн. – число дней, фактически отработанных во вредных условиях труда в течение рабочего года до утраты право на доотпуск.

Иванов К.О. заработал право на 7 календарных дней дополнительного оплачиваемого отпуска (10 календ. дн. / 12 мес. * 8,41 мес.). Бухгалтер рассчитает отпускные за эти дни по обычным правилам.

Если работник не отгулял оплачиваемый отпуск за вредность ко дню его отмены, он вправе использовать неиспользованные дни позднее. В случае, когда работник до отмены допотпуска использовал больше дней, чем заработал, оплату за них не удерживайте. На тот момент работнику был положен отпуск за вредность по трудовому договору. Закон он не нарушил.

 

Нужно ли лишать работника спецодежды?

 

Закон обязывает компании выдавать СИЗ работникам, которые трудятся на работах с вредными или опасными условиями труда (ч. 1 ст. 221 ТК РФ). Если условия труда перестали быть вредными или опасными, работник вправе использовать выданную спецодежду до окончания срока ее эксплуатации. Но права на новые СИЗ у работника больше нет.

Закон разрешает выдавать спецодежду сотрудникам, работа которых связана с загрязнением. Пусть даже условия труда на их рабочих местах спецоценка не признала вредными или опасными. Это следует из Письма МФ РФ от 16.09.2016 № 03-03-06/1/54239.

 

Нужно ли отменить выдачу молока?

 

По закону молоко и другое равноценное лечебное питание следует бесплатно выдавать сотрудникам с вредными условиями труда (ч. 1 ст. 222 ТК РФ). Но только в том случае, когда на рабочем месте работник контактирует с веществами из приложения 3 к Приказу Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н.

Если из отчета о спецоценке следует, что рабочему месту присвоен подкласс вредности, но сотрудник не контактирует с особыми веществами, молоко за вредность ему не положено. Никаких других оснований для обеспечения молоком закон не предусматривает.