Скоро наступит новый год, и до его начала организации в обязательном порядке должны просмотреть Приказ по учетной политике. Более того,изменение отечественного законодательства в сфере бухгалтерского учета и налогообложения способствует тому, что многие организации могут просто кардинально поменять и утвердить совершенно новую учетную политику. Статья посвящена некоторым аспектам формирования учетной политики на 2018 год в связи с принятием поправок в ПБУ 1/2008 и НК РФ.

 

Кратко напомним, что по умолчанию организация вправе дополнить или изменить учетную политику в следующих случаях (п. 10 ПБУ 1/2008):

Дополнять учетную политику можно каждый раз, когда в компании появляются новые виды деятельности, не осуществлявшиеся ранее.

Изменять учетную политику необходимо:

- в случае изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета;

- существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

 

Изменения в учетную политику должны быть обоснованными и утверждаться приказом или распоряжением руководителя предприятия. Дополнительного утверждения изменений (например, в налоговой) не требуется.

В приказе нужно указать:

- какие положения (пункты) учетной бухгалтерской или налоговой политики изменяются;

- привести в приказе либо в приложении к нему текст измененного или нового положения;

- указать дату, с которой изменения вступают в силу – если причина изменений связана с поправками законодательства, то дата будет совпадать с днем вступления в силу законодательных поправок, в остальных случаях изменения вступят в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения.

Сам порядок формирования учетной политики с 06 августа 2017 года несколько уточнен, в связи с вступлением в силу изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), внесенные Приказом МФ РФ от 28 апреля 2017 г. № 69н. В результате некоторые нормы Положения приведены в соответствие с Федеральным законом № 402-ФЗ, частично введены нормы Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Однако глобальных новшеств, требующих обязательных изменений учетной политики, в последней редакции этого документа нет.

 

Уточнен алгоритм формирования учетной политики

 

ПБУ № 1/2008–24/2011 признаны федеральными стандартами бухучета (далее — ФСБУ). Такие изменения в 402-ФЗ внесены Федеральным законом от 18.07.2017 № 160-ФЗ, они действуют с 19.07.2017.

В п. 3 ст. 8 Закона № 402-ФЗ определено, что при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухучета организация делает выбор из числа способов, допускаемых ФСБУ. В обновленном ПБУ также термин «положения по бухгалтерскому учету» заменен термином «ФСБУ», а в п. 24 ПБУ 1/2008 термин «бухгалтерская отчетность» заменен на термин «бухгалтерская (финансовая) отчетность».

В п. 7 ПБУ 1/2008 более четко прописаны правила, по которым компания должна выбирать способ учета того или иного объекта. Как и раньше, применять нужно способ, установленный ФСБУ. Если стандарты допускают несколько альтернативных способов, организация по-прежнему вправе выбрать один из них с учетом общих требований (п. 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008).

Если в ФСБУ ни одного способа нет, действовать в общем случае нужно по обновленному алгоритму. Разработать свой способ, последовательно применяя сначала МСФО, затем федеральные и отраслевые стандарты по аналогичным или связанным вопросам, и только потом — рекомендации в области бухучета.

В прежней редакции ПБУ 1/2008 подобная последовательность не была закреплена.

 

Учетная политика дочерних организаций

 

Согласно новому пункту 5.1 ПБУ 1/2008 редакции 2017 года у каждой компании есть право подобрать подходящий ей вариант ведения бухучета. По общему правилу реализация данного права не зависит от выбора, который делают остальные организации.

Но есть исключение, в случае если:

  1. Материнская организация принимает свои стандарты бухучета.
  2. Прописано, что дочерняя компания обязана применять их.

Таким образом, «дочка» в выборе ограничена: ей подходят только те способы ведения бухучета, которые отражены в стандартах материнской компании.

Расширен критерий рациональности

На основании п. 6 ПБУ 1/2008, учетная политика должна быть рациональной. То есть при ведении учета необходимо учитывать:

  1. особенности ведения хозяйственной деятельности;
  2. размер организации.

В силу последней редакции ПБУ 1/2008 от 2017 года необходимо также учитывать соотношение затрат на сбор сведений о конкретном объекте учета и ценность такой информации.

Уточнен порядок ретроспективного отражения последствий изменения учетной политики

Еще одно требование ПБУ 1/2008 гласит, что изменения учетной политики, имеющие последствия и отраженные в бухучете, имеют ретроспективный характер. Новым Приказом МФ РФ внес некоторые уточнения в данное определение:

«Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида».

Введена обязанность раскрывать досрочное применение федеральных стандартов бухгалтерского учета

 

ПБУ 1/2008 обязывает обозначать дату введения в действие стандарта бухгалтерского учета,обязательно применяемого теми или иными компаниями. Однако нормативный акт допускает возможность добровольного применения стандарта до момента его обязательного внедрения в деятельность компании. В таком случае правила своего учета компания принимает в два этапа: сначала добровольно, а после начала действия стандарта — в обязательном порядке.

 

Отменена обязанность раскрывать в отчетности отдельные факты

 

Из ПБУ 1/2008 исключены два требования о раскрытии сведений в бухгалтерской отчетности.

Первое требование касается раскрытия факта неприменения опубликованного, но еще не вступившего в силу правового документа по бухучету, а также оценки влияния данного документа на формируемые в момент начала его применения сведения бухгалтерской отчетности компании. До вступления в силу новых положений компании должны были раскрывать такую информацию в своей отчетности.

Второе требование относится к указанию вносимых в учетную политику изменений в год, наступающий за отчетным периодом. Ранее компании должны были указывать эту информацию в бухгалтерской отчетности.

 

Организации вправе унифицировать учетную политику по МСФО и по российским правилам

 

Теперь компании вправе применять Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) при разработке своей учетной политики. Правда, касается это новшество только тех компаний, которые в своей деятельности раскрывают:

- консолидированную финансовую отчетность, формируемую согласно МСФО либо

- финансовую отчетность, составленную по МСФО, компаниями, не создающими группы (ч.5 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 №208).

Эти компании вправе применять утвержденные стандарты бухучета на основании положений МСФО при разработке своей учетной политики.

 

Введено понятие «несущественная информация»

 

Несущественной признается информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой не зависят экономические решения пользователей этой отчетности. Каждая компания должна самостоятельно решить, какая информация является несущественной, исходя из ее величины и характера (новый п. 7.4 ПБУ 1/2008).

При формировании такой информации разрешено выбирать способы учета, руководствуясь только требованием рациональности, то есть без применения стандартов. 

 

Пояснительную записку составлять не нужно

В старой редакции ПБУ 1/2008 было упоминание о пояснительной записке. Ее полагалось сдавать в составе бухгалтерской отчетности и раскрывать в ней существенные способы ведения учета.

Понятие «пояснительная записка» в обновленном ПБУ 1/2008 не используется.

Сведения об изменениях учетной политики и о существенных способах ведения учета по-прежнему необходимо раскрывать, но не в пояснительной записке, а в бухгалтерской отчетности. В каком именно документе и в каком виде будет раскрываться эта информация, компании решают сами. Например, это может быть текстовая часть Пояснений к бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах, где на положения соответствующих пунктов должны быть даны ссылки в перечисленных формах бухгалтерской отчетности. 

 

Учетная политика для налогообложения

 

Что касается учетной политики в целях налогообложения, то нужно учитывать, что все внесенные в налоговое законодательство изменения, связанные с деятельностью вашей организации и влияющие на формирование налоговой базы, должны найти отражения в Приказе.

С 2018 года текст гл. 25 НК РФ в очередной раз обновлен. Новшества в нем, имеющие значение для налогообложения, в основном не требуют принятия решений о выборе способа учета. Они в основном уточняют существующие правила, касаются не каждого из налогоплательщиков.

Большие поправки внесены в порядок исчисления налога на имущество, особенно для плательщиков ЕСХН. Это и новое облагаемое имущество несмотря на то, что вы – плательщики ЕСХН, и такжевозможность применения льготы в отношении движимого имущества, принятого на учет после 2012 года (п. 25 ст. 381 НК РФ), которая поставлена в зависимость от того, принято ли решение о ее установлении в регионе (ст. 381.1 НК РФ). Эти изменения рассмотрены в одной из статей данного номера журнала, а в Приказе необходимо четко указать на раздельный учет облагаемого и необлагаемого имущества.

 

Важные изменения коснулись налогообложения в сельскохозяйственных организациях, применяющих ЕСХН.

Поправки изменяют действующий механизм особого налогового режима для аграриев — единый сельскохозяйственный налог. Сейчас предприниматели, которые работают на этом режиме, освобождены от НДС. С принятием поправок компаниям и индивидуальным предпринимателям на ЕСХН будет предоставлен выбор — остаться на едином сельхозналоге, как сейчас, или же работать по схеме «ЕСХН+НДС». Но такого выбора не будет у плательщиков сельхозналога, чей доход в 2018 году превысит 100 млн руб., — им придется уплачивать НДС. В последующие годы планка по доходу будет снижаться с шагом в 10 млн руб., охватывая все больше сельхозпроизводителей, пока не достигнет 60 млн руб. к 2022 году.

 

Полагаем, что сельскохозяйственным товаропроизводителям целесообразно прописать информацию о порядке учета НДС и налога на имущества, разработать формы налоговых регистров в учетной политике для целей налогообложения, правда по НДС это можно сделать на будущий год, а вот по налогу на имущество уже сейчас - на 2018 год.

Но все это теория. Практически мы уже разработали типовой Приказ по учетной политике сельскохозяйственного предприятия на 2018 год с учетом изменений и дополнений. Вы можете позвонить и получить его, но это не значит, что его полностью нужно взять за основу. В обязательном порядке его нужно подработать с учетом всех ваших особенностей и нюансов.