На страницах нашего журнала в конце прошлого года мы несколько статей посвятили вступившему в силу с 3 октября 2016 года Федеральному закону от 03.07.2016 № 272-ФЗ. Напомню, что этот Законопределил новую дату выплаты зарплаты и материальную ответственность за ее нарушение. Согласно новой редакции ст. 136 ТК РФ заработная плата должна выплачиваться не реже, чем каждые полмесяца. Вторую часть зарплаты необходимо выплатить не позднее 15 числа следующего месяца. В связи с этим многие сельхозорганизации для исполнения данной нормы начали выплачивать авансы, но совершенно формально (2 - 3 тыс. руб. и т.д.) независимо от фактически отработанного времени и начислений за этот период. Но недавно вышедшее Письмо Минтруда России от 10.08.2017 № 14-1/В-725 указало на многие важные моменты, на которые следует обратить особое внимание. Попробуем разобраться.

 

 

Особое внимание в указанном Письме обращено на то, что первую часть заработной платы сотрудники вправе получить пропорционально отработанному времени, а не просто какую-то фиксированную сумму. Причем аванс нужно считать не только из оклада, но и с учетом надбавок и доплат, которые не зависят от результатов работы за месяц. В Письме определено следующее:

«Считаем, что работник имеет право на получение заработной платы за первую половину месяца пропорционально отработанному времени.

При этом полагаем, что при определении размера выплаты заработной платы за первую половину месяца необходимо учитывать оклад (тарифную ставку) работника за отработанное время, а также надбавки за отработанное время, расчет которых не зависит от оценки итогов работы за месяц в целом, а также от выполнения месячной нормы рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей) (например, компенсационная выплата за работу в ночное время в соответствии со статьей 154 ТК РФ, надбавки за совмещение должностей, за профессиональное мастерство, за стаж работы и другие).

Что касается выплат стимулирующего характера, начисляемых по результатам выполнения показателей эффективности (оценка которых осуществляется по итогам работы за месяц), а также выплат компенсационного характера, расчет которых зависит от выполнения месячной нормы рабочего времени и возможен только по окончании месяца (например, за сверхурочную работу, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в соответствии со статьями 152 и 153 ТК РФ), полагаем, осуществление указанных выплат производится при окончательном расчете и выплате заработной платы за месяц.

По нашему мнению, уменьшение размера заработной платы за первую половину месяца при начислении может быть рассмотрено как дискриминация в сфере труда, ухудшение трудовых прав работников»

В комментируемом Письме Минтруд высказал мнение, что первую часть зарплаты нужно выдать за отработанное время. Такое правило есть и в Постановлении Совмина СССР от 23.05.1957 № 566. Но данный документ действует в части, которая не противоречит ТК РФ (Письмо Роструда от 8.09.2006 № 1557-6), да и в данном Постановлении № 566 указано, что посчитать аванс следует из тарифной ставки, то есть из фиксированной зарплаты без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Для большинства сельскохозяйственных организаций возникает вопрос: возможно ли такое сделать? Ведь, как правило, расчет делается в целом за месяц и большинство организаций просто физически не смогут сделать подобный расчет даже без учета выплат стимулирующего характера. Да и есть ли строгая необходимость в данном авансовом расчете?

Мне кажется, Минтруд России сам же ответил на эти вопросы в конце вышеназванного Письма. Было отмечено, что мнение «по вопросам, содержащимся в письме, не является разъяснением и нормативным правовым актом»

В соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Поэтому в своем же Письме Минтруд делает следующий вывод:

«Таким образом, ТК РФ не определены конкретные сроки выплаты заработной платы, а также ее размер за полмесяца. Данные вопросы отнесены к правовому (коллективно-договорному) регулированию на уровне учреждения».

То есть, по сути, сам же говорит о том, что его Письмо носит просто рекомендательный характер, ведь в ТК РФ установлено два главных правила, выполнение которых обязательно:

  1. заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца;
  2. конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором.

     

При этом ничего не сказано о сумме аванса и правилах его расчета, это устанавливает само предприятия в рамках возможностей учета и финансового положения. Поэтому очень рекомендую не паниковать (приходит много звонков с вопросом: что нам делать, если к нам придет с проверкой трудовая инспекция?), и четко отразить выполнение указанных норм законодательства в своих локальных нормативных актах на основании возможностей организации.

 

 

Еще на один вопрос, поднятый Минтрудом, сельхозорганизациям стоит обращать особое внимание. Минтруд напомнил об обязанности компаний выдавать сотрудникам расчетные листки. Правда, в ведомстве отметили, что информировать работников о начисленном заработке и удержанных налогах организации могут не только в бумажном виде, как раньше.

Проанализированная практика показала, что на сегодняшний день более 53 процентов работодателей не выдают расчетных листков своим сотрудникам. Лишь десятая часть опрошенных указали, что выдают листки строго под подпись работников, чтобы иметь доказательства соблюдения требований Трудового законодательства. Действительно, кажется, что расчетные листки давно ушли в прошлое, но ведь нормы ТК, обязывающие компании выдавать работникам такие документы под подпись, никто не отменял. В соответствии стой жест. 136 ТК РФпри выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:

1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;

2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;

4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

 

Проблемой озаботился Минтруд России, который не так давно напомнил всем организациям об их обязанности выдавать расчетные документы (Письмо от 21 февраля 2017 г. № 14-1/ООГ-1560). В ведомстве отметили, что в Трудовом кодексеРФ не определено, каким способом организация должна передавать сотрудникам расчетные листки. Поэтому организация вправе сама решить, как выдавать документы: в бумажном или в электронном виде, отправляя листок по электронной почте. Очевидно, что отправка таких документов по e-mail позволяет экономить время, как бухгалтера, так и сотрудника, которому предназначен листок. Бухгалтеру при этом нет необходимости распечатывать документ, а сотруднику, получающему заработную плату на банковскую карту, - идти за листком в бухгалтерию. Но возникает вопрос: у всех ли сотрудников сельхозорганизаций есть электронная почта. Очевидно, что нет. Поэтому если организация принимает решение, что работник будет получать расчетный листок в электронном виде, то такой порядок необходимо закрепить в локальных нормативных актах (такой позиции придерживается Роструд (Письмо от 27 декабря 2016 г. № ПГ/36563-6-1)). В этом случае нужно получать электронный адрес работника, а отправка на эту электронку и будет являться фактом выполнения организацией законодательства независимо от того получил работник или нет расчетный лист. Он указывает электронку – организация на нее отправляет.

 

Если организация в принципе не выдает расчетные листки или выдает, но несвоевременно, то трудовая инспекция уже сегодня может привлечь ее к административной ответственности.Санкции установлены ст. 5.27 КоАП: штраф для организаций - от 30 000 до 50 000 рублей (от 50 000 до 70 000 рублей - за повторное нарушение); для должностных лиц - предупреждение или штраф от 1 000 до 5 000 рублей (от 10 000 до 20 000 рублей - за повторное нарушение); для предпринимателей - штраф от 1 000 до 5 000 рублей (от 10 000 до 20 000 рублей - за повторное нарушение). Кроме того, следует отметить, что если фирму за повторное правонарушение контролеры накажут увеличением санкций, то руководителя или ИП могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет. Обратите внимание, Минтруд, издав свое Письмо об уточнении порядка выдачи листков, облегчает задачу организациям. Ведомство не вводит обязательную процедуру выдачи листков только в электронном формате, работодатель имеет право выдавать документы и в бумажном виде тоже - что называется, по старинке. Главным мотивирующим фактором для организации процедуры по выдаче расчетных листков были и остаются штрафы за несоблюдение трудового законодательства.